Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2008

Специальный выпуск

Памяти учителя

Редакция

Школа Тубельского

Вы держите в руках необычный номер – он полностью посвящен одной школе. Правда, и школа, о которой сегодня пойдет речь, необычная – Школа самоопределения.
А для многих людей и в России, и за рубежом эта школа знакома еще и как Школа Тубельского.
В 1985 году, начиная работать там директором, Александр Тубельский предложил три главных педагогических принципа: общественно-полезную направленность как стержень всей деятельности коллектива; взаимодействие старших и младших, формирование опыта совместной работы; сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост.
Год назад эта школа проводила в последний путь своего любимого директора. За это время многое изменилось, например, школа из научно-педагогического объединения (НПО) стала центром образования (ЦО). Но главное – педагогические ценности, дух школы, ее традиции сохранились.
Александр Наумович был уверен: для того, чтобы каждый ребенок за годы учебы в школе смог найти и понять себя, чтобы каждый был счастлив все эти годы и научился справляться с неизбежно возникающими в жизни трудностями, – вся система образования в учебном заведении должна быть построена по единым принципам.
Воспитание нельзя отделить от образования, поэтому все многообразные пространства школы считаются и воспитательными, и образовательными, только часть из них находится в урочно-предметном пространстве, а большая часть – во внеурочном.
Учителя НПО «Школа самоопределения» всегда с удовольствием делились наработанным опытом с коллегами: на страницах газет, книг, журналов; на конференциях и конгрессах; на Соловейчиковских чтениях и педагогических марафонах; во время демократических экспертиз, которые проводились в разных уголках России.
Сегодня вы познакомитесь лишь с небольшой частью опыта, накопленного за эти годы: с идеями и разработками, которые учителя используют во внеурочное время и в каникулы для того, чтобы сделать процесс образования для своих учеников радостным, а самоопределение – реальным.

Эта школа уникальна

1993 год.
Слушаю выступление А.Н. Тубельского (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Москва). Передо мной человек с сильным характером и волей, смелый, мудрый и добрый. И разговор был честным и правдивым!
В нем ярко проявилась его педагогическая позиция: сплав жизнелюбия и оптимизма, высокое чувство ответственности и требовательности, самостоятельности – одним словом, мастер высшего пилотажа!
И конечно же, его детище Школа самоопределения – пространство деятельности, понимания и поддержки детей.
Им создан уникальный уклад жизни школы не на бумаге и не на словах, а на деле!
Сегодня вдруг забеспокоились о соблюдении прав ребенка. Александр Наумович постоянно говорил о том, что «нашим детям нужен опыт правового поведения». И на практике сформировал правовое пространство школы. Этому бесценному опыту более 20 лет! Дети участвуют в создании норм, правил, законов школьной жизни, а значит, они их выполняют, воспринимают как законы своей собственной жизни.
Александр Наумович достойно выполнил свою высокую миссию, о которой говорил Аристотель:
«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители… одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь».

Наталья ЖУКОВА,
заместитель директора городского информационного
научно-методического центра, г. Краснодар

Было непонятно, демократично и счастливо

1994 год. Фестиваль «Эврика» в Сочи. Авторская школа. Дискуссии. Общественная экспертиза образования. Как страстно и торжественно выступает этот директор школы! Прошло четырнадцать лет, но именно это выступление помню. Одна школьная дама, сидевшая рядом в зале, заметила: «Подумаешь, особенная школа, были мы там – ничего необычного, даже пыль на окне!» Я тогда сказала себе: «Обязательно пойду в Москве в эту школу и посмотрю, есть пыль?» Так мне было обидно: зачем хорошие люди к себе в школы всех подряд пускают? Надо для тех, которые пыль ищут, – двери закрывать!
И снова фестиваль: «Авторская школа–96». Наша маленькая семейная школа – участвует в конкурсе, среди экспертов – тот самый директор, Александр Наумович Тубельский. Награждение поздно вечером, мы стали лауреатами! На следующий день он подошел, поздравил еще раз и говорит: «Ну вот, теперь можете из подполья выходить, оформляться официально в качестве экспериментальной площадки». Только я всегда несмелой была. И не рискнула. А вот Александр Наумович был очень смелым человеком!
Это я поняла, когда у нас третья встреча была. 1 сентября. Я приехала как раз в Москву, пошла в школу на Сиреневом бульваре. Сначала на метро, потом на троллейбусе… Мне подсказали, где выйти, куда пойти. Я ориентируюсь плохо, шла как в разведку. Нашла быстро – это в Москве-то! Вошла, меня никто не заметил, не спросил страшным голосом: «Куда идешь?» Кто-то, мимо пробегая, бросил: «В зал идите!» – «Это куда?» – «Туда!» И я пошла.
В зале было непонятно, демократично и счастливо. Освободившись, Александр Наумович извинился, что такой насыщенный день – 1 сентября ведь, а я тогда попросила: можно в «парк» (парк открытых студий, один из экспериментальных проектов)? И было так здорово, как будто я там своя, родная. И это в Москве-то!
Про пыль я забыла… А вот эта мимолетность – те тридцать минут, что я была в зале, – не забывается! Открытие демократической школы. Это понимаешь, даже если бы ничего не знал об этих детях и взрослых. Да вы все тоже знаете: заходишь в школу – и понимаешь, куда пришел. И не важно, лучшая она в России или в Юнеско, сколько званий и наград, – заходишь и понимаешь: это добрая, открытая и смелая школа! В ней – «честь и дыхание»…

Анна ЕВСИНА,
Прага–Москва


Он был и учителем, и оппонентом

Работы Александра Наумовича и его коллектива я узнал, когда еще учился в университете. Мы тогда, собрав небольшую группу студентов, с большим интересом следили за развитием дискуссий об инновационном образовании.
С самого начала нас потрясла идея и практика школы, где можно абсолютно свободно вести себя в отношении уроков, выбора всех учебных занятий. Это казалось самым главным – привнести в нашу жизнь свободу, возможность ответственного выбора и, главное, получения образования в зависимости от собственных интересов, а не чьих либо предписаний и концепций. Мы спорили, пытались иногда в своих школах, там где проходили практику и впоследствии работали, делать что-то похожее. С большим удовольствием ездили на семинары и дискутировали с Александром Наумовичем и его коллегами. Впоследствии, когда пришлось вплотную заниматься образовательной политикой, Александр Тубельский стал нашим оппонентом, но не из числа тех, кто спорит до хрипоты и красуется перед СМИ.
В обсуждениях с Тубельским рождались идеи и принимались решения, которые позволяли учесть все многообразие современной российской школы. Александр Наумович стал одним из основателей современной школы, где учебная деятельность неразрывно связана со всеми возможными интересами детей. И главное, не только школьными.
Все это позволило создать живое и практическое описание школы полного дня. Думаю, что труды Александра Наумовича еще долго будут интересны учителям, психологам, управленцам – всем тем, кому небезразличны идеи по-настоящему свободной школы.

Игорь РЕМОРЕНКО,
директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования

TopList