Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Профессиональная жизнь

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук

Перспективы конкурса «Самый классный классный»

Задачи и роль учителя в зеркале конкурса

В середине 90-х годов в Москве, Смоленске, Ижевске, на Ставрополье, в Тульской области и других местах России в целях поддержки педагогов-энтузиастов были инициированы конкурсы профессионального мастерства классных руководителей, известные сегодня как «Самый классный классный».

Конкурсу классных руководителей уже больше 10 лет. Он приобрел известность не только в педагогических, но и в родительских кругах. Положение о конкурсе предусматривает его проведение в несколько этапов. В первой половине учебного года проходят школьный и окружной (или городской) этапы конкурса. А в конце зимы и весной – областной или федеральный этап (в тех регионах, где они есть).

Общие принципы

Для квалифицированной оценки создается специализированное жюри. В него входят как педагоги и методисты, так и чиновники – представители министерств, городских и муниципальных отделов образования. Члены жюри должны хорошо знать специфику работы классных руководителей.
В ходе конкурса проводятся самопрезентации «Мое педагогическое кредо», открытые классные часы, деловые игры. Победители окружного этапа выступают на городском финале конкурса, представляя свои программы воспитания. Они участвуют в специально организованных дискуссиях, рассмотрении предлагаемых ситуаций, защищают свои педагогические идеи. Финалисты получают денежные призы или ценные подарки.
В некоторых областях и регионах награды за победу в конкурсе и участие в финальном этапе очень весомы. Они могут оказать учителю существенную финансовую поддержку. Например, в Калужской области победитель областного конкурса 2008 года получил приз в 100 тысяч рублей, а участники финала – по 25 тысяч.
Конкурс «Самый классный классный» развивается. Он стал достоянием российского образования и по-своему решает вопросы поддержки классных руководителей. Все большее количество городов и областей подхватывает и превращает его в устойчивую традицию.
В прохождении конкурса есть и свои сложности. Например, надо реализовать четкую и понятную всем классным руководителям схему отбора победителей. Заложить в основание отбора объективные и справедливые критерии.
Но вот тут-то и выясняется, что даже на уровне официального Положения о конкурсе представления о критериях оценки работы классного руководителя заметно расходятся.

Строгости в Ленинградской области

Единого Положения о конкурсе «Самый классный классный» не существует. Всероссийский этап прохождения конкурса регулируется одним обязательным Положением (Положение для классных руководителей ОУ СПО см. на с. 12. – Прим. ред.). Но в регионах, городах и даже отдельных школах Положение о конкурсе и критерии оценок участников разрабатываются самостоятельно.
В некоторых местах (например, в Омской области) в конкурсные комиссии, кроме представителей администрации школы, входят дети и их родители.
В Ленинградской области для участия в областном конкурсе от победителей муниципального этапа требуется концепция воспитания (или стратегический замысел воспитания) не менее чем на 5 лет. В пакет обязательных документов для участия в областном туре входит также анализ реализации предлагаемой концепции как минимум на 5–6 печатных страницах.
Отзыв о работе классного руководителя должны представить не только школьная администрация и коллеги, но и ученики с родителями. Обязательным считается и анализ работы классного руководителя заместителем директора по воспитательной работе в соответствии с критериями оценки эффективности его деятельности, принятыми в области.
Со своей стороны анализ работы классного руководителя составляет и предъявляет на конкурс методическая служба его района. Динамику результативности деятельности классного руководителя требуется отразить в абсолютных и относительных показателях.
При таких требованиях конкурс классных руководителей легко может превратиться в конкурс документов. Наибольшие шансы на победу у того, кто овладел искусством отчетности и способен перевести события, происходящие в жизни класса, на язык графиков и диаграмм.
К тому же при теперешнем ускоренном развитии воспитательных технологий, идей и методик «программа работы на пять лет» рискует устареть намного быстрее.

Дифференцированный подход в Чувашии

В Чувашии конкурс «Самый классный классный» проходит очень активно – по всем городам республики. Он предполагает обязательное участие клас­сных руководителей в 4-х группах: среди классных руководителей начального, среднего и старшего звена. И отдельно соревнуются классные руководители не старше 25 лет. Это особенность именно чувашского конкурса. В других регионах в большинстве областей в конкурсе состязаются педагоги сразу всех параллелей (возможно, из-за меньшего количества участников).
При прохождении самого конкурса упор делается не на количество и объем аналитических записок (как в Ленинградской области), а на конкретную работу с классом. Участнику школьного этапа необходимо провести открытое внеклассное интерактивное мероприятие с участием родительского коллектива и создать мультимедийную презентацию своего класса (фотопортрет и общие сведения о коллективе; опыт самоуправления; охват учащихся дополнительным образованием и т.д.). Все эти материалы нужно разместить на специальном сайте.
Для участия в республиканском этапе конкурса создается тематический баннер – «Сайт класса». Рекомендуемые разделы сайта класса: «Классный руководитель»; «Классный коллектив»; «Родительский коллектив»; другое. Содержание разделов произвольно. Но в содержание сайта обязательно нужно включить материалы внеклассного мероприятия школьного этапа. В него также должны войти программы индивидуального развития учеников и их текущие результаты.
Экспертная комиссия оценивает «Сайт класса» по критериям:
● художественное оформление;
● наличие карты сайта;
● удобство навигации по страницам;
● восприятие пользователем подаваемой информации;
● другое.
На очном этапе финального тура классные руководители проводят презентацию и защиту своей программы работы с семьей (по всем 4-м группам). Форма представления презентации опять же произвольная.
Как видим, в Чувашии акцент делается на овладение современными информационными технологиями и конкретную работу с классом. Но из-за большого количества участников (конкурс-то республиканский) представление результатов и знакомство с педагогической работой претендентов проходит в максимально деловой форме. «Художественные» конкурсы, принятые в некоторых других регионах, здесь отсутствуют.

Творческие задания в Тюменской области

В Юргинском районе Тюменской области на конкурс представляется план воспитательной работы на учебный год или авторская программа воспитания с планом ее реализации. Их необходимо дополнить конкретными методическими материалами, дающими представление о работе классного руководителя: сценариями творческих мероприятий, классных часов, родительских собраний, альбомами, фотографиями, видеоматериалами, газетными публикациями и т.д.
Для финального этапа конкурса учителям надо представить свою «визитную карточку» – буквально за пять минут (в произвольной форме). Затем прочитать свое педагогическое сочинение «Дети есть дети, и все – с чудинкой…» (оно готовится заранее, а на конкурсе только озвучивается). Презентация собственного видения воспитательной работы и своего педагогического опыта – следующая задача конкурсантов.
Но и это еще не все… Участникам необходимо проявить знания, умения, навыки в анализе нестандартной педагогической ситуации и решении педагогических задач. «Анализ педагогических ситуаций» – это конкурс-импровизация. Он не предполагает предварительной подготовки.
После него проходит конкурс «Сам себе мастер». Из предложенных материалов требуется изготовить сувенир к какому-либо празднику и представить его. Заключительный конкурс финального этапа называется «Мой девиз». В нем учителям необходимо отразить свое педагогическое кредо классного руководителя.
Так что в Тюменской области конкурс проходит совершенно в другом ключе, чем в Чувашии. Упор делается не на компактное представление результатов в мультимедийной форме, а на личностные возможности участника – в том числе и сугубо творческие (артистические, художнические, литературные) умения. И уже в этом контрасте просматриваются два разных подхода к проблеме: каким должен быть современный классный руководитель.

Фото автора

«Классные мамы» в Калужской области

Областной этап конкурса «Самый классный классный» прошел в Калуге в начале апреля. Ему, как и в других регионах, предшествовал продолжительный заочный тур, на котором каждый учитель представлял программу воспитательной работы, видеозапись классных часов, мультимедийную презентацию своего педагогического подхода.
Областной этап конкурса проводился в два дня. В первый день классные руководители должны были обосновать свой педагогический девиз. А после этого состоялась выставка педагогических достижений. Каждый классный руководитель в какой-то оригинальной форме (слегка напоминавшей стенгазету) предъявил жюри портрет своего класса, детские работы, презентации проектов, полученные грамоты и награды. На следующий день прошло еще два соревнования – творческий и интеллектуальный конкурсы.
У калужского конкурса 2008 года была одна важная особенность. Он впервые проходил без участия детей. Все предыдущие годы в презентации своих педагогических принципов классным руководителям помогали ученики. С одной стороны, это позволяло как-то по-новому увидеть процесс взаимодействия учителя с классом. Но с другой, привезти из далекого областного городка или села даже маленький класс, кормить, обеспечивать ночлегом, успокаивать переутомившихся и возбужденных детей, было слишком нелегким делом. Это требовало больших затрат – и денежных, и организационных, и нервных. В итоге от участия детей в конкурсе в этом году отказались.
Но, оставшись на сцене в одиночестве, под прицелом глаз не только жюри и многочисленных зрителей, многие учителя ухватились за знакомые с советских времен патетические формы. Кое-кто из участников сумел представить свой педагогический девиз с юмором, внести в выступление элемент игры. Например, посадив на стулья больших кукол, изображающих учеников, разыграть перед ними сварливую и требовательную «училку». И потом представлять свое воспитательное кредо как бы от противного…
Но большинство педагогов пошло по пути создания лирического образа. Подробный рассказ о жизненном пути, об истоках выбора профессии и высоком призвании учителя, о беспредельной любви к ученикам, сопровождался семейными фотографиями (в виде слайд-шоу). Упор на эмоциональное переживание учительской миссии естественным образом выводил участников на идею «материнства».
Образ классного руководителя как второй мамы, ограждающей детей от опасностей и всю жизнь согревающей их светом своего сердца, для некоторых педагогов, как оказалось, и составлял суть их педагогического подхода. А если учесть, что большинство презентаций проходило почему-то в стихах, в рифму, нетрудно представить, насколько они были пафосными.

Уроки калужского конкурса

Вопросов тут возникает много. Во-первых, о реалистичности такого образа «классного руководителя». Ведь не секрет, что отношения учителя с классом не бывают свободными от противоречий и конфликтов. К тому же они всегда индивидуальны. И хороший контакт с каким-то одним классом не гарантирует того же самого с другим. Конкретный, личностный подход к каждому ученику требует понимания, а не возвышенных эмоций. А когда есть понимание, то формируется уже и осознанный подход – те самые педагогические принципы, которые у учителя никак не должны сводится к переживанию жертвенной материнской любви.
Можно возразить, что такая презентация – лишь художественная форма, способ представить свое отношение к профессии. Но в том-то и дело, что за ней стоит определенный взгляд на задачи учителя. Слияние учительского образа с образом «родителя» искажает картину взаимодействия. В фокусе внимания педагога оказываются эмоциональные, а не рабочие отношения. Учительнице, увлеченной своей материнской миссией, трудно взглянуть на действия детей отстраненно, дать им возможность проявить себя независимо.
Современный контекст работы классного руководителя предполагает развитие самостоятельности и детской инициативы, способности к самоуправлению, к проведению целенаправленных акций. Учителю приходится глубоко и осознанно вникать в проблемы детского коллектива, проектирования общей деятельности и профильного образования. А это возможно лишь при деловом, а не эмоциональном подходе к образованию (что ни в коем случае не исключает взаимной привязанности и эмоциональности в общении).
Очевидные достоинства калужского областного конкурса – душевность, искренняя увлеченность учителей и их личная талантливость, проявившаяся во время творческого состязания. Организация конкурса и работа жюри были профессиональными и квалифицированными. И победителем конкурса в итоге стал молодой педагог современного типа – с заинтересованным и деловым подходом к ученической инициативе.
Дело тут, скорее, в некоторых объективных процессах. Похоже, во многих областных школах сохраняется отношение к учителю как к опекуну – «второй маме». А «мама» с ее неограниченными правами по отношению к ребенку вроде бы его любит, но может проявить и неразумную властность. Заботится больше о послушании, чем о развитии подопечных.
А может быть, такое отношение к учительской роли – особенность именно сельских и поселковых, малокомплектных школ? Может, в них учитель естественным образом оказывается единственным «светом в окошке», единственным источником знаний, а следом – почти родителем для своих учеников? Об этом нам смогут рассказать только сами учителя…

Фото автора

Перспективы и вопросы

Различия в проведении конкурса «Самый классный классный» в разных регионах показывают три возможных направления его развития:
● административное (как в Ленинградской области, где основной упор делается на формы отчетности);
● научно-практическое (как в Чувашии);
● художественное (как в Калужской или Тюменской областях).
Кстати, художественное направление конкурса имеет свои большие достоинства. Хотя бы потому, что оно культивирует такой тип классного руководителя, который способен разделить с детьми творческие увлечения – рисовать, танцевать, ставить спектакли, учиться петь под гитару и т.д. Или даже заразить их собственными увлечениями и умениями. Как убеждены организаторы калужского областного этапа, классный руководитель воспитывает детей, прежде всего, своей личностью. И чем больше он любит и умеет делать, тем лучше.
А может быть, учительские конкурсы и должны быть разными в разных регионах? Не ориентироваться на принятый где-то образец, а иметь свои индивидуальные, стихийно сложившиеся особенности? Тем более что в них рождаются и такие находки, которые могут взять на вооружение и другие районы, края. Например, в Астраханской области есть хорошая традиция создавать для участников конкурса множество разных номинаций. Помимо официального победителя, кто-то из участников финала получает звание «Творческая личность». Есть номинация и для самого юного педагога конкурса. Она называется «Успешный дебют». Жюри премирует финалистов также «За оригинальность», «За опыт и мастерство». Оценивают, в числе прочего, и новаторский стиль.
Конкурс «Самый классный классный» как в зеркале показывает не только проблемы, существующие в учительской среде, но и раскрывает возможности. А главное – для многих педагогов оказывается серьезным стимулом к развитию, к поиску новых методов, идей и технологий. Даже простое участие в конкурсе требует преодоления инертности и творческого взгляда на свою работу.
И что еще важно: конкурс реально укрепляет самоуважение учителя. Помимо финансовой поддержки, которую получают финалисты, он становится источником ярких впечатлений, окрепшей уверенности и обмена опытом с коллегами.

TopList