Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2008

Архив

Оценка успеваемости

Необходимость бороться за учебные показатели в школе практически не оспаривается. Чем ближе конец четверти, тем сильнее классный руководитель озабочен успеваемостью в своем классе. Тормошит нерадивых учеников, а в худшем случае – их родителей. Напоминает об угрозе «неуда» и мрачных перспективах (вылета из «отличников» или «хорошистов», второгодничества, армии – у кого что). Отдельная история – общение с учителями-предметниками. Выяснение, у кого из них и какие назрели претензии.
Но так ли уж надо любой ценой «выжимать» более высокую оценку ученику? А может, этим классный руководитель приучает детей к тому, что все решают формальные показатели? А заодно и демонстрирует свой собственный страх, зависимость от начальственного одобрения...
Ведь сколько учеников – столько и учебных ситуаций. Да к тому же у каждого серьезного учителя-предметника – своя логика оценивания результатов, свой резон.
Присмотримся – как и почему учителя выставляют те или иные отметки.

Ольга Палёнова ,
г. Москва

Контурная карта школьных отметок

Выстраданное мнение учительницы старшего поколения

За долгие годы моего учительства я выставила великое множество пятерок, четверок, унылых троек, двоек, даже колов. Что поделать? Никакой достойной альтернативы традиционной пятибалльной системе так и не сложилось.
Кому из моих коллег удавалось быть всегда справедливым, выводя отметку в журнале? У кого из нас дети не лили слезы над дневником? Кто положа руку на сердце может считать себя не причастным к скандалам, которыми родители силятся поднять пошатнувшуюся успеваемость своих чад? Мы судим и выносим в аттестате приговор, который обжалованию не подлежит. Но всегда ли мы уверены в собственной компетентности?
Кажется, ближайшая наша задача – дать ребенку хотя бы минимальный объем знаний и навыков, которые понадобятся ему для его дальнейшего пути. В средней школе мы чаще всего действуем в рамках своего предмета, деля мир на алгебру, химию, языки, черчение. Но, оценивая успеваемость, не себе ли мы ставим отметку? В конце концов, это качество нашей работы. Может быть, это мы сами плохо объяснили, не смогли найти ключ к головам (или сердцам?).
А не иллюзия ли пресловутый личный подход к каждому? Хорошо, когда учитель заслуживает доверия и внимания, но на успеваемости учеников его педагогический талант может и не сказываться. Оценка, плохая или хорошая, зависит от многих факторов, но авторов у нее по меньшей мере двое – учитель и ученик.

В чем опасность

Одна и та же оценка может быть плохой, а может быть и хорошей. Даже скромная тройка, которую при желании можно интерпретировать и как досадный промах, и как маленькую победу. Но «хорошо» и «плохо» — это не школьные принадлежности вроде контурной карты и пенала, это категории нравственные, и они остаются с человеком на всю жизнь.
В том-то и трудность наша, что приходится оценивать успеваемость школьников в понятиях, мало для того пригодных, слишком общих, слишком серьезных. И привычные числительные ничем не лучше, а по мне даже хуже старинных честных отл., хор. и удовл. (Десятибалльная система, позволяющая как будто проявлять гибкость и щадить детскую душу, тоже ничего не решила, а путаницу создала ту еще.)
А ведь оценка должна быть, во-первых, внятной, неразмытой, во-вторых, справедливой. Вот и получается, что, выставляя отметку, преподаватель оценивает не только уровень знаний, но и личность ребенка. Вот где опасность.

Первый опыт самопознания

Хронические двоечники – откуда они берутся? Неужели из тех милых первоклашек, которые широко открытыми глазами смотрели на классную доску и нарядную учительницу?
Начальная школа — место удивительное, как сказочный лес: и страшно, и чудно. Здесь происходит первый настоящий контакт личности с обществом, первое сражение за себя, первая попытка занять свое место, первый опыт самопознания.
Вы, конечно, наблюдали малышей в магазине накануне первого сентября? Какие они сосредоточенные, как пристально изучают все эти ручки, тетрадки, рюкзачки. А как дорожат потом своими успехами, своими новыми друзьями, хотя до настоящей дружбы скорее всего еще далеко. И мнение учительницы неоспоримо, и все глаза на нее: мы вас любим, вы для нас вторая мама.
Что ж, образ «второй мамы» выпестовывался в нашей школе десятилетиями. Конечно, именно он отвечает потребностям семилетнего малыша, который хоть и не желает больше быть малышом, но по-прежнему нуждается в любви и нежности. Разница между «первой» и «второй» мамой, пожалуй, в том, что материнская любовь безусловна, а учительница – любит того, кто достоин любви, отвечая тем самым требованиям ребенка, которому уже мало просто быть на свете. Ему необходимо быть каким-то, необходима оценка и признание. Ему, как тому цыпленку из старого мультфильма, надо срочно узнать, «что я за птица», чтобы стать равным среди других таких же птиц, с правом на внимание, понимание и заслуженную любовь.
Удивительно, насколько трудолюбивы бывают дети в этом возрасте. Они готовы завоевывать взрослый мир изо всех сил, ценой непомерных усилий, в тех условиях, которые психологи считают стрессовыми – ведь поток нового буквально взрывает еще совсем беззащитную душу. Но есть учительница, которая все может и все объяснит. Доверие к ней очень велико, гораздо больше, чем может вынести даже очень преданная детям, но усталая, замотанная женщина с минимальной зарплатой, в чей рабочий день должны вместиться человеческие судьбы. И стоит ли удивляться, что «мама» порой бывает «мачехой»?

Игра без правил

Известно, что неуспеваемость в начальной школе оборачивается для ребенка ярлыком неудачника именно из-за острой потребности в оценке. И двойка в дневнике легко перерастает в двойку вообще именно потому, что доверие ко взрослым еще очень велико.
Протест начнется потом, когда ребенок-подросток поймет, что его обманули. Что эти закорючки, из-за которых столько проблем, вовсе не обозначают его личные качества, что бы там Марьиванна себе ни думала. И происходит дискредитация оценки как таковой.
Помню, как мы рыдали всю ночь с моей десятилетней дочкой над первой тройкой в четверти. Через семь лет в ее аттестате троек было полно, почти по всем точным предметам, но мою гуманитарного склада девицу это мало беспокоило. Для многих школьников само по себе учение – вещь второстепенная, намного важнее для них общение со сверстниками, осознание себя в обществе. Тем более сейчас, когда не надо трястись за аттестат.
Но значит ли это, что надо отказаться от оценки вообще, перейдя, например, на систему зачетов-незачетов? Ни в коем разе! Как это ни парадоксально, но оценка, по моему мнению, необходима прежде всего там, где учитель и ученик действительно хотят добиться успеха.
Для многих детей оценка – наиболее реальный результат их труда. Ведь ученик не строит долгосрочных проектов, он учится день за днем, и для ребенка из третьего класса получение аттестата – событие столь же нереальное, как для его прапрабабушки – поездка в такси.
Удерживать же всю последовательность десятилетнего процесса – дело педагога. Но урок, учитель, задание существуют для ученика сейчас, и дальний результат складывается из повседневных усилий. Хотелось бы, чтобы школьник если не понимал, что тут происходит, то хотя бы чувствовал: да, что-то есть. И здесь оценка становится подчас единственно возможным средством подтвердить само существование действия, то есть обучения.
Мне приходилось не раз сталкиваться с тем, как мучились школьники, освобожденные от оценок очередным экспериментом. То ли был урок, то ли его не было? То ли это правда, то ли игра? Если игра, то какая-то странная, без правил...
Мне говорят, что правила должны придумывать сами дети, свободные и счастливые. Не обольщайтесь! Организация деятельности – задача взрослых, они обязаны выбирать и ставить цели. Когда мы пытаемся свалить это на детей, учение заканчивается и начинается халява, за которую стыдно получать жалованье.
Глупо и несправедливо заставлять ребенка заниматься делом, результата которого он не видит. В детстве есть «сегодня», а «завтра» – красивая мечта. Не лишайте учеников возможности видеть плоды вашей с ними общей работы. Если они хороши, радуйтесь вместе, если нет – огорчайтесь. Но не оценив, что же все-таки вышло, как можно действовать дальше?

Повод к действию

Многие дети – я думаю, подавляющее большинство – просто не в состоянии учиться без оценки, теряют связь с реальностью. Так пусть ребенок будет лучше двоечником, чем никем.
Оценку можно принимать, можно сопротивляться, можно игнорировать, но она всегда дает повод к действию. В искренней и простой, как все гениальное, логике детской игры есть возможность для любых ролей – и плохих, и хороших. Роли могут меняться – они не приклеиваются намертво (если взрослые не помогут). Но нет ничего обиднее, чем быть никем, остаться в сторонке. И хорошо, что «режиссура урока» подсказывает, как выстроить урок так, чтобы никто не остался в сторонке.
Ведь в школе как? На немногих стопроцентных отличников и безнадежных двоечников приходятся сотни середнячков с прыгающей успеваемостью – в чем-то «секут», что-то «ни в зуб ногой», три по русскому, десять по геометрии. Здесь есть возможность для развития, для выбора, для осознания своих сил, для поиска и действия. Убрав оценку, что мы дадим детям взамен?
Вот я и возвращаюсь к тому, с чего начала: оценка – не просто крючок в дневнике. Она нужна при всех ее недостатках. Но каждый учитель должен помнить, что оценка – не цель, а средство, которое можно использовать как во благо, так и во зло.
А цель у нас одна – воспитание наших детей. То есть будущего, которое уже настало. И не важно, троечник перед тобой или вундеркинд. Все дети без исключения заслуживают любви и доверия. Более того – это их право, независимо от успеваемости. И если я пойму, что не могу или не хочу помогать детям реализовывать это наиглавнейшее право, с которого должна начинаться жизнь человека в обществе, – значит, меня как учителя больше не будет.
Потому что любовь к людям, большим и маленьким, и есть смысл нашей профессии, источник сил и незыблемое кредо, которому стоит следовать.

TopList