Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2008

Архив

День здоровья

День здоровья в большинстве школ проводится как «день физкультурника». Спортивные состязания, кроссы, марафон, эстафеты…
Другая крайность – устраивать в этот день профилактические медицинские беседы. Дети неподвижно сидят в классах за партами, но вместо учителя слушают врача-специалиста.
И в том, и в другом случае здоровье понимается только как физическое оздоровление. Но даже язык дает нам подсказку, когда мы слышим выражения «нездоровые отношения», «нездоровая атмосфера»… Так, может быть, День здоровья – хороший повод задуматься: а что такое здоровье вообще?
Можно ли оздоровить не только тела, но и отношения в классе? И если существует выражение «здравый смысл», то, значит, и мысли в головах могут быть здоровыми или наоборот?
Конечно, без физической активности в этот день не обойтись. Но если мы не используем его для того, чтобы расширить и углубить само представление о здоровье, то он так и останется одним-единственным днем, изолированным от остальной школьной жизни.

Сергей Реутский ,
автор уникальной методики формирования физически воспитывающей двигательной среды, учитель физкультуры, НП «Школа самоопределения», г. Москва

День здоровья как ресурс воспитательной работы

О сверхзадаче любого школьного мероприятия

Конечно, все понимают, что нельзя приобрести физическое здоровье, лишь разговаривая о движении. Но про другие компоненты здоровья – психический, социальный и нравственный – многие считают, что достаточно просто поговорить, и это каким-то образом внедрится в сознание детей и будет работать. Нет, конечно. Нужен опыт. Сверхзадача Дня здоровья – это чтобы по отношению ко всем компонентам, из которых складывается здоровье, был приобретен положительный опыт. В идеальном варианте – не только у ребенка, но и у родителя, и у учителя.


Всемирный день здоровья – это, во-первых, повод, чтобы поговорить о здоровье вообще. Что это такое? Большинство из нас понимает здоровье только как физическое.

ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА

В советские времена очень мало внимания уделялось психическому здоровью. Это сейчас забили в колокола: дети у нас и гиперактивные, и интернет-зависимые, и похоти у них всевозможные. И понятно, что это здоровье мы не можем поправить не то что за один день, а и за год.
Дальше – социальное здоровье. Я понимаю его как умение выстраивать отношения. Оказывается, и это необходимо, чтобы человек был здоров. В 60-е годы прошлого века начали об этом говорить, но никто в те времена не рассматривал нравственные аспекты здоровья.
А нравственное, духовное здоровье тоже необходимо. Особенно когда традиционные религиозные ценности покачнулись, зашатались и готовы обрушиться во всех развитых странах.

Понятие о норме

Получается, что компонентов здоровья как минимум четыре – физический, психологический, социальный и нравственный.
На Дне здоровья было бы хорошо, если б удалось дать педагогам, детям и родителям хотя бы некоторые образцы того, как с этими компонентами здоровья можно работать, чтобы возникло понятие о норме и об отклонениях от нее и укрепилось представление, что хорошо бы к этой норме приблизиться.
Норма – это когда человек может играть. А если он не может играть, это уже нездоровый человек. У него будет огромный пласт нереализованности. Его интуиции негде будет проявиться. В нем накапливаются неприятные вещи, которые, как бомба, могут взорваться.
В игре же и психологические нормы работают, и социальные, и нравственные. Потому что в игре надо уметь договариваться.

Интерес к игре

Из своего детства я помню, что детей, которые не участвовали в играх во дворе или в классе, были единицы. И мы их считали ненормальными.
Когда в начале 80-х я пришел работать в школу, у меня все играли, с удовольствием включались в любые игры, в упражнения, в движение. Но уже к концу 80-х девочки-старшеклассницы начали терять интерес к игре. А за ними и мальчики-старшеклас­сники.
Компьютеров тогда еще не было, но, во-первых, был телевизор и дискотеки. А во-вторых, культура дворовых игр к тому времени совсем умерла. И в средней школе стали появляться дети, которые не включались в игры. Все это происходило на моих глазах.
Подвижная игровая культура – это норма. И День здоровья я вижу проведенным именно в игре.

Соревновательность

Когда школа на День здоровья выезжает за город, то обычно там проводятся всякие спортивные соревнования. Соревнование – дело хорошее. Но границы его применения должны быть очень строго регламентированы.
Двигателем соревнования является борьба за первенство. Выигравший ликует, проигравший плачет. Конкуренция – легкое топливо, которое моментально воспламеняется в крови. И введя принцип соревнования, мы легко запускаем любой процесс. Но, с другой стороны, во время соревнования ты становишься рабом этого процесса – ты должен выиграть. А если ты не хочешь победить, то само участие становится бессмысленным.
Тогда возникает вопрос: а в чем соревноваться и за что именно награждать? А может быть, в чем-то соревноваться не стоит?
Появляется группа сильных и начинает выигрывать у слабых. А в жизни мы хотим этого? Что же, пусть неудачник плачет? А если он хилый, но умный? Тогда выходит, что мы должны по уму соревноваться? Но тогда выпадут те, у кого преимущество в силе.
Ну придумали мы десять разных соревнований, и каждый может соревноваться по-своему. Так мы и в жизни-то все по своим углам разбредаемся! Или мы все-таки считаем, что жизнь должна быть устроена по-другому?

Испытания

Как же обустроить игру, чтобы в ней была эта самая нравственная составляющая здоровья? Ответ: отказаться от соревнования. Пусть это будут испытания. И тогда сразу смещается акцент.
Испытание надо пройти вместе с командой. В испытание должны быть включены разнообразные задания, чтобы каждый участник мог проявить себя на каком-то этапе. Главное, чтобы задания были в двигательной форме, тогда все становится очень наглядно: сделал – не сделал, получилось – не получилось.
Самый простейший вариант – игра типа «Форд Байярд». Но там нет общей командной работы. Все ложится на того или иного человека, который в одиночку проходит очередное испытание. В жизни не так. Допустим, у нас есть какое-то дело – или окопы рыть, или книгу писать, или дом строить. И вот мы должны как-то организоваться. Кто-то идею предлагает, кто-то командует, кто-то кормит всех. И все работают на цель, но каждый по своим силам и по своему уму.

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР

Для наглядности я расскажу об одном замечательном опыте прохождения подобного испытания пятым классом, классная руководительница которого была очень заинтересована в командной работе.
У нас были два обычных спортивных комплекса и куча тренажеров: бревно, козел, гимнастические лавочки. А еще у нас были деревянные доски с зацепами. Эти доски связывали пространство в единое целое и давали возможность по ходу испытания перестраивать его под разные задачи.

«Совещательная комната»

Классу было дано задание: всем вместе пройти маршрут из полосы препятствий, которую мы для них построили. Правило такое – оно называется правило гусеницы (если одна нога попала под машину, значит, вся гусеница попала под машину) – если один дотронулся до пола, вся команда начинает сначала. (Подсказка организаторам Дня здоровья: вдоль любого маршрута можно поставить какие-то объекты и ввести ограничение – не дотрагиваться.)
Было установлено время. Если не уложились – команда не прошла. Если во время уложились, но один ошибся, то вводятся новые правила или усложняется маршрут. И класс пошел. Все сильные прошли маршрут. Время кончилось – стоп! – а физически слабые еще там, на маршруте. А пройти-то надо всем! Что делать?
Было введено понятие – «совещательная комната». Все возвращались в исходную точку. В начале маршрута у нас было положено два или три мата. Вот на них они и собирались для совещания. Сначала мы им говорили: «Попробуйте договориться, как вам сделать так, чтобы пройти маршрут». Очень хотелось им подсказать. Буквально рот себе приходилось зажимать руками…

Сменить критерий

Итак, у нас есть четыре компонента здоровья, которые мы выделили. И дальше мы играем с правилами, для того чтобы все эти компоненты включились, были задействованы. Правила устанавливаем мы, взрослые. Или договариваемся вместе с детьми. Но мы-то понимаем, чего хотим, поэтому правила все равно в наших руках – они яркое отражение того, как мы понимаем жизнь. А для нас в жизни важнее договориться между собой, а не выиграть соревнования любой ценой (когда можно даже правила нарушить, если судья этого не видит).
Теперь представим себе ситуацию на Дне здоровья, когда действуют несколько команд – например, классы одной параллели. Классные руководители собрались, придумали маршрут, и вот классы пошли. Как снять элемент соревновательности между ними?
Если мы определяем результат по скорости, то сразу вводится компонент: кто быстрее. Но можно поставить задачу по-другому – просто пройти. А если мы при этом вводим критерий: какая из команд оказала наибольшую поддержку слабым, – то это уже совсем особая ситуация.
Соревнование – это всегда выигрыш в чем-то определенном, но в чем? Надо сменить критерий. Учителя должны думать, чем объединить детей, а не разъединить…

Решение принято

Дети в «совещательной комнате» обсуждают, что делать: «А давайте вперед пустим слабых, а сами пойдем сзади и будем им помогать».
Пошли. Но серия препятствий так устроена, что по ним пройти может только один человек. Слабые уперлись, сильные сзади стоят, пройти вперед невозможно…
Я у детей спрашиваю: «Вам нужно в совещательную комнату?» – «Да». И вдруг во время обсуждения выясняется, что среди слабых есть головы, которые подсказывают какую-то оригинальную идею физически сильным ребятам! Появились интеллектуальные лидеры, и было принято решение: сильные чередуются со слабыми, чтобы оказывать им помощь.
Снова пошли... В одном месте лежала очень крутая и узкая доска, и когда на нее встал толстый тяжелый мальчик, то даже сильный, который шел сзади, не мог его запихнуть наверх…
Опять в «совещательную комнату»… Наконец пришли к выводу, что за тяжелым мальчиком должны стоять аж трое!
И вот что интересно. Во время обсуждения выяснилось, что дети стали слышать не тех, у кого голос громче, а реального лидера. Оказалось, что на маршруте кто-то должен командовать. Например, в каком-то месте получился затык – значит, надо срочно перебрасывать сюда кого-то и т.д. Вот в такой ситуации командиры нашли свое место. Они должны быстро соображать, принимать точные и быстрые решения. Те, кому на уроках нечего делать и кто при этом здорово играет в футбол, – тут они были на месте.
Кроме того, появились коммуникаторы – ребята, пользующиеся уважением в классе. И они стали помогать лидеру, которого обычно плохо слышат, стали говорить: «Вот посмотрите, что он сказал, прислушайтесь». И обсуждение стало совсем другим…

С головы на ноги

Мы ввели еще одно правило: один оступается – значит, вся команда не прошла маршрут. Эта попытка не считается, надо начинать сначала.
Пока дети совещаются, учителя могут еще и перестроить кое-что в полосе препятствий – появляются новые, которые вообще непонятно, как проходить, потому что их раньше не было.
Каждый раз, усложняя правила или маршрут, мы провоцировали детей на то, чтобы они обсуждали, договаривались, принимали совместные решения и выстраивали общую деятельность…
Вот снова пошли, и тяжелый парень оступается на бревнышке. Уже понятно, что делать (за ним трое сильных), но у него с равновесием плохо. Опять дети идут совещаться…
И тут стали раздаваться голоса: «Списать его с корабля, за борт!» Но тут же нашлись лидеры поддержки. Люди, пользующиеся авторитетом, сказали: «Нет, мы должны слабых провести» – и критические голоса смолкли. (Когда такое случается, то вот она, главная радость педагога-то!)
Было принято общее решение – обязательно пройти всем. А как? В самом узком месте трое мальчишек помогли запихнуть наверх тяжелого, и еще в нескольких местах ему другие помогли – кто спину подставил, кто колено. Но тут оказалось, что все равно баланс не получается – теперь у другого участника затык. Соответственно стали с ним разговаривать: что ему мешает, страшно ему или еще что-то…
Я не помню, это им старшие подсказали или у них самих родилось понимание, что человеку не хватает уверенности. И теперь при каждой очередной попытке слабого весь класс выражал уверенность в том, что очень скоро у него все получится. Ситуация перевернулась с головы на ноги. Теперь дети готовы были еще и еще одну попытку делать, но только добиться, чтобы у слабого получилось. Весь класс стал работать на одного!
И вдруг у него получается! Это было общее ликование, и наше тоже: «Он прошел!» Это ни с чем не сравнить. Это было их открытие, их поиск и разрешение этой проблемы.

Модель жизни

Но еще больше мы были потрясены тем, что у них начали резаться зубки на задачки. Им захотелось более трудных испытаний, захотелось вызова: «А сможете?» Они почувствовали, что смогут. Они научились обсуждать, перестраиваться, командовать, слышать друг друга. У них появились лидеры поддержки, которые должны быть рядом со слабыми, неуверенными. Если у кого-то неудача, они поняли, что когда начинаешь его критиковать, он сникает и результат получается еще хуже, а как только начинаешь подбадривать, результат лучше.
Они увидели, что когда все начинают переживать и болеть за человека, происходят чудеса. Для них это стало нормой, а ведь в обычной школьной жизни нет такого опыта, когда все пытаются найти хоть что-нибудь, за что можно похвалить другого. И наши слова бьют мимо. Значит, надо для них эти ситуации создавать на разных мероприятиях типа Дня здоровья, на турслетах, в походах, на клас­сных часах. Но прежде всего на уроках. Ведь урок в идеале должен быть некой моделью жизни. И неважно, какой это предмет. Важно, чтобы происходило приближение к жизни, в направлении все более сложных жизненных ситуаций.
Ваша газета называется «Клас­сное руководство и воспитание школьников». Так что же означает это самое воспитание? Если на уроках дети сидят в затылок друг другу, их с ложечки кормят новым материалом, а потом устраивают соревнования, кто больше баллов заработал, то как из них дружный коллектив воспитать? Ничего не получится. Если хотя бы одного из четырех компонентов здоровья нет, ситуация заведомо ущербная.

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ

Я описал испытание для класса в пространстве спортзала. По этому принципу можно строить День здоровья. Самый простой вариант – в пространстве класса. Сложнее, когда задействована параллель. Еще сложнее – когда старшие с младшими. Сложнее всего – участие всей школы.

По классам и параллелям

Допустим, каждый класс устраивает День здоровья в своем кабинете. Неважно, отменили занятия или это происходит после уроков.
Классные руководители заранее приглашают кого-то себе в помощники (психолога, учителя или родителя), чтобы вместе придумывать испытание для класса. Они перечисляют четыре компонента здоровья и думают, какие бы препятствия поставить на пути учеников, чтобы они смогли проявить необходимые качества. Потом определяют, какие из этих препятствий реально сделать.
В классе есть столы и стулья. Из них (плюс немудрящий реквизит в виде досок и веревок) можно выстроить маршрут, по которому весь класс должен пройти за определенное время. Можно накладывать ограничения: пройти, не касаясь пола или предмета, или не наступая на что-нибудь, или молча, или наоборот с песней. Или время сокращать: а за столько пройдете?
А дальше дети идут, а взрослые смотрят, что из всего этого получается, вовремя изменяя препятствия. И не забывают про «совещательную комнату».
(Есть еще вариант, когда две команды по полкласса строят маршруты друг для друга. По тому же принципу можно проводить День здоровья по параллелям.)
Испытание сложнее – класс должен расположиться на двух стоящих рядом столах так, чтобы поместились все до одного. Вот и думайте, соображайте, как это сделать.
Еще вариант. Весь класс должен уместиться, например, на восьми стульях. Ограничения: сокращать количество стульев или переставлять их, создавая другую конфигурацию.

Поиски клада

Если День здоровья проводится по параллелям, то подобные испытания можно устраивать в разное время в актовом или в спортивном зале. Если же единовременно – то места уже не хватит. Не говоря уже об общешкольном испытании. Остается двор…
Смотрите, что получается. У нас кто-нибудь в школе подобные задачи ставил?! А если не ставил – то ни места, ни оборудования для этого нет. Так что во двор придется вытаскивать скамейки, столы, спортинвентарь и т.д. На это, я думаю, администрация не пойдет, да и хлопотно очень.
А как устроить испытания на дворе без реквизита? У нас в школе были поиски кладов. Каждый класс искал свой. Обычно это была какая-нибудь еда, которую надо было разделить поровну. Например, общий на всех арбуз. Или бананы. На старте обычно уже известно, сколько в команде детей. Бананов должно быть больше (или меньше) этого количества.
Классы готовили друг для друга схемы маршрута, который должен привести к кладу. Или надо было выйти на клад по какому-то смутному описанию пути. Тут сразу возникает опасность, что лидеры раньше других сообразят, побегут и найдут. Значит, надо вводить правила (ограничения).
Допустим, все идут, держась либо друг за друга, либо за веревку, либо за палку, либо за обруч. Передвигаться можно только так. Одного потеряли – вся команда не имеет права двигаться дальше. Стоп! – этот этап начинайте заново!
Или, например, на каждом этапе дети достают очередную бумажку и читают, как им добраться до следующего этапа. Но условие такое – на очередном переходе должны оказаться все вместе.
Задания должны быть разноплановые, чтобы возникала необходимость обсуждений. Например, каждый этап проходят разные ребята. Можно им сказать: вот это испытание будет на силу, это – на смелость, а это – на сноровку. Важно, чтобы у них было время договориться, кого послать. Действие должно быть обязательно коллективное.
Какая тут роль учителя? А вообще какая по жизни роль учителя? Помогать, когда попросят. Команды договариваются: нужен им учитель в качестве надсмотрщика, следящего за выполнением правил? Они и другого, кстати, могут на эту роль пригласить (например, эксперта из параллельного класса). Либо им не нужен надсмотрщик, потому что они не ради призового места участвуют, а ради самого дела (зачем тогда обманывать?).
Но вот если коллектив не сформирован, то учитель из помощника всегда превращается в надсмотрщика. Соответственно, если вы сразу предложите трудное испытание классам, где нет коллектива, оно не пойдет. Коллектив рождается из жизни класса. Для тех, у кого нет такого жизненного опыта, надо ставить задачи попроще.

Старшие с младшими

Следующий шаг – это команды из старших и младших. Самый простой вариант – пары. Или малыши выбирают старших, или старшие – младших. И проходят испытания вместе.
Допустим, классные руководители 7 классов договариваются с классными руководителями 2-х, а 9-е с 1-ми. И тогда получается такой локальный День здоровья. Они между собой решили, как его провести, и они его так проводят. У нас в школе было нечто подобное.

ВЫЕЗДНОЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

Как провести День здоровья, чтобы участвовала вся школа? В школе есть параллели, есть старшие и младшие, мальчики и девочки, родители и учителя. И есть школа как общее целое. В День здоровья все эти составляющие должны быть задействованы. И общее массовое действие должно быть, и индивидуальность проявиться, и чтоб при этом все четыре компонента здоровья были задействованы. Как в жизни – и то, и другое, и третье.

По типу турслетов

Стандартный ход – устраивать День здоровья по типу турслетов. Но там опять же сплошные соревнования. Какой класс быстрее поставит палатку, разожжет костер, высушит носки и т.д. Тот же тур­слет можно сделать по другой схеме. Пусть это будет некое путешествие, в котором возникают неожиданные препятствия и детям предлагается что-то разрешить.
В маршрут можно включить разное – тот же костер, переправу через ручей, установку палаток и сушку носков. Обычно таким образом проверяются туристские навыки. Но у классных руководителей задача другая – организовать испытание так, чтобы по дороге случались ситуации, к которым дети не готовы. Чтобы дети не готовые знания применяли (как в обычных турслетах), а постепенно проходили через все более сложные ситуации и учились их разрешать в команде.

Участие родителей

Самое простое – это когда родители в роли наблюдателей. Они видят реальность своих детей, начинают понимать, что те из себя представляют. Реально узнают, что ребенок может, а что не может в сложных ситуациях.
Идеально, когда и дети, и родители проходят испытания. Например, это может быть поход, когда родители и дети идут отдельно и встают лагерями отдельно. Дети могут бегать к родителям за любыми советами, но делают всё сами.
Для начала можно устроить поход выходного дня, потом с ночевкой, потом уже многодневный.

Во главе с директором

В идеальном варианте – ученики школы должны пройти какой-то маршрут все вместе. Еще более идеальный вариант, когда директор говорит: «Дорогие учителя, дети и родители, вот кусок жизни, который мы должны прожить все вместе». В масштабах маленькой школы (частной, сельской) такое выездное испытание вполне реально. Конечно, для такой тучи людей необходимо пространство и его обустройство.
Итак, есть инициативная группа, директор дал задание проработать маршрут, и все идут. И у всех случаются свои испытания. Где-то учитель оказался не подготовлен, и ребенок может взять на себя лидерство – подсказать, помочь, придумать. Где-то – родители. Родители тоже совсем в другой роли по отношению к своим детям могут быть. И директор, который наравне со всеми не знает, что будет впереди. Вот сейчас посмотрим, какой ты директор и что ты сейчас нам накомандуешь…
Тут может выявиться реальность, и она может быть неприглядной. Если команда не готова реальности в глаза взглянуть, тогда и ехать никуда не нужно.
По большому счету это тест на то, что мы можем, что мы не можем. Каковы наши возможности в реальной жизни. Какие задачи и цели нам нужно поставить перед нашим коллективом.

Советы и предостережения

Три самых главных совета и одно предостережение коллегам.
1. Испытание должно быть трудное, но по силам.
2. Обязательное условие – правила можно менять. И ограничения на прохождение маршрута, и сам маршрут. Мы не можем заранее просчитать, как все сложится. Значит, мы должны иметь возможность перестраиваться.
3. Поручайте ученикам придумывать испытания (одна команда придумывает для другой). Недоверие учеников к тому, что для них придумывают учителя, очень велико.
4. Самая главная опасность: заклевывание слабых, которые мешают пройти маршрут. Как ее избежать? Мало того, что соответствующее правило должно ввестись, оно должно еще обосновываться какими-то жизненными принципами. Если эта ценность уже есть в классе, тогда им не надо ничего объяснять. А если в классе приняты рейтинги: отличники, двоечники... Если эти ярлыки развешаны, тогда конечно будут заклевывать слабых. Я не знаю, что с этим делать. Ведь часто бывает, что учителя вольно или невольно поддерживают этот рейтинг.

/Записала Мария Ганькина/

От редакции
Внимание! Сергей Реутский выступит на «Первом Всероссийском Интернет-марафоне учебных предметов» с темой «Драки на переменах: культура поведения в конфликте». Видеосъемка будет выложена в Интернете на нашем сайте. Не пропустите!

TopList