Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2007

Архив

Клуб по интересам

Иногда уже одно серьезное и наукообразное название какого-нибудь очередного мероприятия вызывает у классных руководителей оторопь: «А потяну ли? Найду ли время и силы? Мы и так с головой завалены текучкой. Куда уж тут думать о каких-то проектах…»
И все-таки, дорогие классные руководители, поверьте: за этими серьезными словами – «проектная работа» – может прятаться не обязаловка, напряжение и головная боль, а… Например, радость открытий. Удивление от того, что ученики не бегут после уроков поскорее на улицу, а, наоборот, стремятся пораньше прийти в школу и засиживаются там допоздна. Возможность увидеть в, казалось бы, знакомых и изученных вдоль и поперек детях совершенно новые качества, способности и таланты.
А главное, что проект – это насыщенная и увлекательная жизнь, перед которой отступают и усталость, и неуверенность в собственных силах.
Так что именно проектная работа может стать одним из самых ярких и незабываемых событий школьной жизни. Объединить в творческом деле учителей и учеников. Дать и тем, и другим возможность проявить себя.

Олег Андреев ,
клуба журналистики «Невод», гимназия № 5, г. Серги ;
Наталия Комольцева ,
клуба журналистики «Невод», гимназия № 5, г. Серги

Школьный клуб журналистики

Задачи, приоритеты, приемы и приемчики

Вначале была идея создания информационного пространства в нашей гимназии. Сделать так, чтобы ученики могли в деталях знать о том, что происходит в стенах родной школы, в каких мероприятиях можно поучаствовать, какие проблемы волнуют их сверстников и т.д. Конечно, есть в гимназии стенд с объявлениями, да и учителя всегда говорят о ближайших событиях, но все-таки, когда учишься в большой школе (а у нас обучается почти тысяча девчонок и мальчишек!), этого явно недостаточно.
Опять-таки под информационным пространством мы понимали гораздо большее, чем традиционные объявления на тему «что, где, когда». Нам хотелось, чтобы у ребят появилась возможность свободно и открыто высказывать свое мнение на самые разные темы, спорить, рассказывать об увлечениях, делиться, наконец, своими радостями.

Необходимость клуба

Так появилась мысль сделать собственную гимназическую газету. И тут сразу же, как грибы после дождя, выросло столько вопросов и проблем! Как найти авторов статей? Чем наша газета будет отличаться от множества других школьных изданий? Как часто стоит выпускать газетные номера?
Почти сразу после выпуска первых трех номеров мы поняли, что делать газету и не иметь при этом своего журналистского клуба у нас не получится.
Можно, конечно, в директивном порядке обязать каждый класс раз в месяц сдавать материал для будущих статей, но создать интересную, читаемую газету, принуждая детей писать, нельзя. Помимо этого хотелось, чтобы ребята не просто исправно приносили нам свои статьи, а были в полной мере творцами газеты.
Итак, мы создали свой журналистский клуб «Невод». На одном из первых его сборов с легкой руки нашей ученицы Мани Федоровой газета обрела свое теперешнее название «ГОНГ». Этим названием клуб очень гордится, ведь оно не просто звучное, но и имеет определенный смысл. На самом деле «ГОНГ» – это аббревиатура: Газета О Нашей Гимназии.

Первоочередная задача

На пути поиска авторов мы встречали довольно много сложностей, в основном связанных с тем, что многие желающие не знают, с чего и как начать, не умеют писать легко и красиво и по привычке, полученной на уроках литературы (да простят нас учителя-словесники), пользуются стандартными, банальными, причесанными фразами и сравнениями.
Кроме того, мы хотели, чтобы ребята высказывали свое мнение, самостоятельно рассуждали, а столкнулись с тем, что получали статьи «правильного содержания». Многолетняя привычка выдавать именно то, что от тебя хотят услышать, в стиле правильных школьных сочинений серьезно осложняла нам жизнь.
Поэтому первоочередной нашей задачей было раскрепостить ребят, научить их легко и непринужденно обращаться со словом, освоить технику и приемы, которые делают написанное интересным для читателей. А заодно и познакомить с задачами журналистики и отличием публицистических и художественных текстов от школьных сочинений.

Наша позиция

При этом наша позиция такова. О журналистике и профессиональных задачах людей этой профессии есть два противоположных мнения. Согласно одному из подходов журналисты могут заниматься сбором и обработкой информации, выбирая исключительно ту тему, которая будет понятна и интересна читателю. Этакие «паразиты на теле общества».
В рамках второй концепции утверждается, что журналисты могут оказывать влияние на общественное мнение, не следуют за ним, а формируют его.
Взгляд на журналистов как представителей четвертой власти нам ближе, мы сами занимаем социально активную позицию, и поэтому наш клуб журналистики тесно вплетен в систему общественной деятельности гимназии. Ребята описывают не только внутришкольные мероприятия. В качестве журналистов и организаторов они участвуют в поездках в детский дом, в сборе помощи для детей из неблагополучных семей, в концертах для ветеранов. Получается достаточно активная и насыщенная клубная жизнь, участвовать в которой могут все желающие.
С дискуссии о роли журналистов в общественной жизни мы и начинаем занятие каждой новой группы. Наличие такой собственной социально активной позиции, наверное, одна из отличительных особенностей нашего курса.

Из чего состоит занятие

Чтобы не было скучно и всегда одинаково, каждое занятие включает несколько частей. Их обычно 2–3; это может быть теоретическая часть, практическая работа, игровая ситуация, мини-дискуссия, занятие за компьютерами и творческая часть.
Последнюю мы намеренно отделили от практической части, так как те приемы и методы, которые мы показываем в рамках этих пятнадцатиминуток, внешне порой кажутся не связанными с журналистикой и написанием статей напрямую. Целью их является скорее раскрыть ребят, научить легко оперировать словами, фразами, мыслями, приучить не бояться сделать не так, как принято, пофантазировать. В то время как практическая часть – это выполнение именно журналистских заданий: написание новостей, интервью, анализ печатных изданий, работа над стилем и упражнения по развитию речи.
Эта творческая часть кажется нам важной составляющей процесса обучения. Наша задача – дать ребятам расписаться, почувствовать легкость полета слов, понять, что писать не сложно, а здорово. Конечно, это приходит с опытом, чем больше пишешь, тем проще тебе это делать… Но в то же время существует ряд приемов, которыми можно пользоваться, чтобы облегчить процесс «сочинения».

Примерный курс

Так как теорию журналистики, описания жанров и приемов письма, основы компьютерного дизайна и все остальное можно найти в литературе, просто приведем здесь содержание нашей программы. Так как наша цель – знакомство с профессией журналиста, то курс включает в себя разные аспекты этой деятельности, каждому из которых уделяется сравнительно немного времени.
В перспективе мы бы хотели включить еще часть, посвященную съемкам видео, и готовить небольшие ролики, программы и клипы.

Введение (2 ч.)
1. Знакомство, перспективы и значимость работы курса. Анкетирование учеников с целью выявления уровня их подготовленности, кругозора. Упражнение «Умеем ли мы выражать свои мысли и слушать?». Обсуждение.
2. Тренинг «Можем ли мы выражать словами то, что чувствуем?». Цели и задачи журналистики.

Журналист и общество (3 ч.)
1. СМИ и их роль в формировании нравственного облика человека.
2. Специфика работы журналиста. Психология для журналиста. Как налаживать контакты с людьми? Отыгрывание ситуаций.
3. PR-технологии и гражданская позиция журналиста. Дискуссия.

Теория журналистики (4 ч.)
1. Основные сведения, история развития, функции журналистики. Многообразие СМИ. Литература и журналистика.
2. Особенности СМИ. Как устроена газета.
3. Беседа «Почему мы выбираем то или другое СМИ?». Защита проектов собственных СМИ. Разработка концепции школьной газеты. Рубрики, темы номеров.
4. Ролевая игра «Самоопределение: редактор, дизайнер, журналист».

Жанры журналистики (12 ч.)
1. Публицистический стиль – основа журналистики. Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления.
2. Выступления на съездах, митингах. Публичные лекции. Газет­ные жанры (репортаж, информация, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника). Радио- и телерепортажи, интервью. Встреча с журналистами.
3. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов научного (некоторые газетные статьи), делового (хроника, отчет, аннотация), разговорного и художественного (портретный, путевой, зарубежный очерк; фельетон, памфлет и др.) стилей.
4. Структура статьи, правила написания удачной статьи. Как придумать заголовок?
5. Сотрудничество с редакциями районных газет.
6. Практика. Заметка в газету информационного характера. Новостная заметка.
7. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями.
8. Репортаж с места события. Фоторепортаж. Анализ, самоанализ, взаимное рецензирование.
9. Очерк. Эссе. Создание метафор.
10. Отзыв о кинофильме, спектакле, картине и т.д. Отзыв о произведении художественной литературы. Рецензия.
11. Работа с источниками информации. Интервью. Тренинг.
12. Конкурсный отбор статей для газеты. Деловая игра.

Компьютерный дизайн и верстка (7 ч.)
1. Понятия «дизайн» и «верстка». Программы. Правила работы со шрифтами.
2. Работа с графикой и фото. Теория.
3–4. Работа с графикой и фото, работа со шрифтами. Практические занятия.
5–6. Верстка. Заголовки, колонтитулы, колонки. Оформление текста.
7. Практическое занятие.
8. Выпуск альманаха творческих работ членов клуба.

Стилистика и умение говорить (6 ч.)
1. Речевые и стилистические ошибки. Теория, упражнения.
2. Задания по стилистике, самостоятельная работа , обсуждение.
3. Композиция речи. Лекция.
4. Композиция речи. Практическое занятие.
5. Игра «Суд». Работа над устными выступлениями.
6. Дискуссия «Задачи журналистики». Знакомство с приемами спора.

«Эксклюзив»

А более подробно мы поговорим о том, чего нам не удалось найти в «первоисточниках» и пришлось собирать по крупицам и придумывать самостоятельно.
Назвать это нашей эксклюзивной разработкой было бы нечестно. Скорее это витраж, мозаика, лоскутное полотно, собранное из где-то прочитанных, услышанных или подсмотренных идей. Все это нами как-то творчески перерабатывалось – прилаживалось именно к нашему стилю работы, подгонялось под наших детей.
К сожалению, указать сейчас, что именно и откуда мы взяли, не представляется возможным. Можем честно признаться, что некоторые идеи были заимствованы в процессе непосредственного общения с Еленой Викторовной Грековой (РГГУ), с Денисом Торгашовым, Ириной Винокуровой и другими людьми, имеющими отношение к НОУ СПК «Бриз». Вычитаны в статьях и брошюрах. Ряд идей фигурирует в литературе под разными названиями и описывается разными авторами с небольшими вариациями. Из всего этого и получилась наша творческая часть.

«Окно»

Одно из первых занятий мы обязательно посвящаем упражнению, которое называется «Окно». Задача его – показать, что с помощью текста автор может передать эмоции, настроение, чувства, отношение. Одна и та же ситуация может быть описана по-разному, в зависимости от того, как видит и воспринимает ее автор. Попутно ребята сами отмечают, что основным инструментом для этого служат в основном прилагательные.
Суть упражнения. Ребятам предлагается встать и посмотреть в окно. Мы просим внимательно рассмотреть на открывающийся вид, по возможности отметить интересные детали, людей, в общем, все, на что можно опираться при создании описательного текста.
А потом каждый из ребят получает карточку, на которой написано «настроение». Надо написать краткий текст (это может быть как описание, так и действие, разворачивающееся на фоне нашего пейзажа) так, чтобы читатели могли понять, что именно хотел передать автор этим рассказом, какие эмоции или чувства он хотел пробудить. Затем каждый зачитывает свой текст, а остальные угадывают его настроение.

Предпочтения

Издание газеты не ограничивается только написанием статей. Для того чтобы у ребят была возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности, связанных со школьным издательством, мы проводим небольшую деловую игру «Редактор, дизайнер, журналист». Для нее необходимо не менее 8–12 участников.
Участники делятся на команды, внутри каждой выделяется три подгруппы количеством 1–3 человека. Игра проходит в три цикла, продолжительность каждого – полчаса.
Задача каждой группы – за один цикл издать газету. Выбирается тематика, название, планируются темы, пишутся статьи.
Редактор определяет темы и корректирует статьи авторов по своему усмотрению. Художник рисует иллюстрации и с помощью заранее подготовленных вырезок и фото (утвержденных редактором) оформляет издание. Задача авторов – непосредственное написание кратких статей. В издании могут быть использованы вырезки с юмором или картинками, карикатуры, фотографии по усмотрению участников. Оптимально наличие нескольких авторов, чтобы каждое издание могло иметь ряд материалов на выбранную тему.
Через полчаса члены групп меняются ролями. За три цикла каждый может при желании попробовать себя в роли редактора, художника или автора.
Не забудьте провести обсуждение, во время которого ребята могут рассказать, какие роли были им интереснее всего, что показалось сложным, что нового они для себя узнали или почувствовали.
Эта игра поможет ученикам определиться в своих предпочтениях: интересна им работа художника или редактора – человека, руководящего коллективом авторов? Или они предпочитают просто заниматься написанием текстов, интервью, новостей? Часто после игры у нас появлялись добровольцы, готовые взять на себя роль выпускающего редактора ближайших номеров газеты.

Метафоры

Как научиться яркому, образному письменному языку? Этому поможет освоение технологии создания метафор. Метафора – это употребление слова в переносном значении, когда явление или предмет характеризуется путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.
Для конструирования метафор можно пользоваться следующим алгоритмом. Мы показываем это на доске схемой. В центре записывается слово, к которому мы хотим подобрать красивое, образное сравнение. От него рисуются стрелочки (сколько получится, главное – увидеть схему конструкции) и пишутся определения к данному слову. Например: облако – белое – пушистое – нежное – летящее и т.д.
Затем мы обращаемся к написанным определениям и уже к ним подбираем слова, которым подходит данное определение. Например: белое – платье, снег, сахар; пушистый – котенок, одуванчик и далее в том же духе.
На последнем этапе мы конструируем сами сравнения, выражая первое слово через наиболее удачные, на наш взгляд, слова-посредники. Так рождаются «облака, белые, как платье невесты», «пушистые, как одуванчик», «тающие, как сахар в горячей воде». Мы стараемся не ограничиваться сравнениями «облако, белое, как бумага», а стараемся дополнять их и делать более красивыми, образными, оригинальными.
Обычно мы проводим небольшой конкурс. Члены клуба конструируют красивые сравнения к какому-либо слову (одному для всех), потом набирают их на компьютере и отдают этот список на суд ученикам гуманитарных классов, учителям, другим старшеклассникам, чтобы они, не зная авторов, выбрали лучшие. Автору лучшего сравнения мы дарим какой-нибудь символический приз.

Ассоциации

Интересно получается, если предложить ребятам написать ассоциации с каким-нибудь простым словом, например «осень». Если потом по очереди зачитывать слова, окажется, что большее число их совпадает. Читать правильные, полные типичных речевых оборотов сочинения скучно и неинтересно.
Самое трудное в написании любой статьи или сочинения – это начало. Когда начинаешь писать, постепенно появляются новые идеи, мысли, уточнения, и процесс создания текста начинает удаваться. Как войти в такое «пишущее» состояние? Мы предлагаем два способа.
Первый. Допустим, мы планируем написать текст о Дне Победы (Евгении Онегине, жизнедеятельности бактерии и т.д.). Садимся и пишем все, что приходит в голову, любые ассоциации на слово «война» или «День Победы». Затем можно написать такой же ассоциативный ряд на 5–6 слов получившегося списка. А затем уже начинать писать текст, опираясь при необходимости на слова-ассоциации. Как правило, такое написание первых приходящих в голову ассоциаций позволяет настроиться на рабочий лад.
Второй вариант. Так же как и в первом, надо написать как можно больше сравнений, ассоциаций, мыслей, идей, касающихся вопроса. Постараться вспомнить все, что вам известно по теме. Затем надо выбрать наиболее подходящие описания и идеи (2–3) и написать уже относящиеся к ним мысли, идеи и ассоциации. Получается такая подборка информационных блоков по выбранной теме, работая с которыми можно писать сочинение. В отличие от первого варианта здесь мы пишем не только ассоциации, но и идеи и мысли будущего текста и «разворачиваем» несколько слов из первого ряда мыслей и ассоциаций.
Вообще это известный совет: перед написанием текста набросать на отдельном листке все, что приходит в голову по данной теме, все, что вам по ней известно, и потом приступать к написанию, используя этот листочек в качестве помощника. Мы просто учим ребят использовать эту технику на практике.

Приемы и приемчики

Конечно, мы используем и много других приемов и приемчиков.
Мы проводим «ярмарку названий», предлагая придумывать названия статей для шуточных газет о жизни пенсионеров, военных, блондинок, садоводов и огородников, физиков-атомщиков, а потом выбираем лучшие. Так мы обнаруживаем, что каждое издание имеет свою аудиторию, свой стиль, свои особенности. Что уместно в молодежном издании, не подойдет газете для детского и семейного чтения или «Вестнику пенсионера».
Мы предлагаем продолжить написанную нами историю или описать одно и то же выдуманное событие с разных точек зрения и в разных стилях.
Мы пишем синквейны (это краткое, из пяти строк, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в емких выражениях), сочиняем анонсы, проводим игровые пресс-конференции, где ребятам предоставляется возможность задать вопрос какому-либо яркому персонажу.
Конечно же много времени уделяется и непосредственно журналистским заданиям: подготовке и проведению интервью, опросов, написанию анонсов и обзоров интересных книг, посещению школьных и внешкольных мероприятий, о которых ребята пишут заметки и даже критические статьи.
Но даже если никто из наших учеников не станет журналистом, мы уверены: людьми, способными выражать свои мысли.

TopList