Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2007

Архив

Школьный праздник

Не за горами декабрь – конец четверти, отягощенный концом полугодия. Но все заботы, с этим связанные, – ничто по сравнению с хлопотами по подготовке школьных елок. Где взять настоящих Дедов Морозов? Где раздобыть костюмы? Что дарить детям? Но самое главное – где взять приличный сценарий?!
Вот и ходят по рукам учителей и родителей чужие сценарии, где якобы все так чудесно, так складно... А читать начнешь – детей жалко становится. Да и самим скучно этим заниматься.
Что может быть вариантом к поискам чужого сценария? Сочинение своего. Но вот в чем штука: как только этот свой сценарий будет опубликован, так он тут же превратится в «чужой», став для кого-то очередным образцом для подражания. Поэтому мы предлагаем вам не сценарии, а рабочие материалы, из которых видно, как эти сценарии рождаются.
Вариантов этого рождения несколько. В одних случаях инициатива исходит от учителей, и они от души стараются, чтобы елка стала настоящим веселым праздником. А в других случаях взрослые лишь помогают ученикам в осуществлении их замыслов.
А по какому пути идете вы? Или у вас уже давно припасен очередной готовый сценарий? Если нет, то не огорчайтесь. Кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования А.П. Ершова уверена, что новогодний праздник можно приготовить за неделю. Главное – внести элементы непредсказуемости, без которых и игра не игра, и праздник не праздник.

Александр Толбухин

Кто будет медведем на празднике – никто не знает

Новогодние советы кандидата педагогических наук, доцента Московского института открытого образования А. Ершовой

– Александра Петровна, что важно для детского праздника?
– Самое важное – чтоб было что-то приготовленное самими детьми, лично каждым из детей. Чтобы были импровизации, неожиданности и всякий азарт. Чтобы все участвовали в чем-то, что сваливается на голову. Это необходимо для игровой атмосферы, которая и делает детский праздник праздником.
Взрослым, конечно, нужно продумать сценарий. Но какой? Не тот, где все расписано и разложено по полочкам. А сценарий возможных игр, вопросов-ответов, загадок, всяких соревнований и так далее.
Хорошо бы, чтоб были подвижные игры. Чинный хоровод типа «В лесу родилась елочка» дела не решает. Скучно просто походить вокруг елки, даже в карнавальном костюме. Гораздо интереснее, чтобы одна группа выучила одни хороводные слова, вторая группа – другие, третья – третьи, а вместе получилась бы чепуха. Без всяких разных неожиданностей детский праздник будет лишен смеха.
– Как готовиться к празднику?
– Если речь идет о концерте, то подготовка номеров требует от классного руководителя специально продуманной системы: кто и как будет слушать. Когда девочка в нарядном платье садится за рояль и играет этюд, который она полгода учила в музыкальной школе, то ведь слушать-то ее не слушают! А вот чтобы слушали, нужно ситуацию как-то срежиссировать: чем-то объединить зрителей. Например, слушать фортепьянные этюды будут только те, кто встанет вокруг инструмента. Или только те, кто сможет дотянуться до рояля, чтобы ощутить, как вибрирует инструмент. Должно быть что-то, что детям самим интересно.
– А все остальные что будут делать?
– Остальные – в другом кружке. Слушают, как кто-то, например, читает стихи.
– Учителя обычно возражают: девочка, мол, не сможет сыграть, потому что кто-то там читает Маршака; а мальчик не прочитает Маршака, потому что в другом конце зала играют на рояле.
– Это глубокое педагогическое заблуждение. По системе Станиславского, если артист сосредоточен на своей работе, то ему ничто не помешает. И если детей приучать работать для «малого круга», не претендуя на полную тишину и всеобщее внимание, довольствуясь только теми, кто тебя хочет слушать и никого не насилуя своим робким ученическим выступлением, то это и значит приобщать их к театрально-исполнительской и зрительской культуре.
– Когда лучше начинать репетиции праздника?
– За неделю, максимум за две. Если подготовка Нового года начинается с октября или ноября, то это кошмар и ужас. После тягомотных изнурительных репетиций детям (да и взрослым) остается только дрожать от страха, что что-то сделаешь не так.
Я говорю учителям: вы планируйте разные игры, разыгрывание по ролям заказанной из зала басенки, стишка, любимых песенок и так далее. И делайте аналогичную работу.
Последняя идея у меня такая: два человека рассказывают кусочек сказки (буквально два-три предложения), а следующая по кругу пара (или тройка – по обстоятельствам) этот кусочек разыгрывает. Потом следующие три говорят другой фрагмент, а трое за ними – разыгрывают его.
Думаю, что в большинстве случаев классные руководители побоятся сделать это экспромтом. У них наверняка будет заранее известно, какой ребенок что рассказывает или разыгрывает. Но этот круг непременно должен был перемешан в любом порядке! Иначе импровизаций не будет. Иначе мы не вовлечем в эту театрально-исполнительскую работу всех детей без исключения.
Когда дети показывают отрепетированную сказку, это уже другая история, где уровень импровизации, творческой смелости детей – тоже другой! Ошибиться в твердо заученном – так же страшно, как вообще на сцене ничего не делать. А если выступление вызывает у детей панику, сердцебиение и бесконечную выработку адреналина, то какой же это праздник? На празднике должно быть не страшно, а весело, и исполнительская проба должна быть азартом, игрой, радостью.
– Классные руководители часто спрашивают: если праздник делать как импровизацию, то когда же костюмы готовить?
– Детский праздник не сводится к костюмированной красочности. Костюмы могут быть самыми нейтральными – фартучки, платочки, шапки, перчатки, метлы, веники. Вы же знаете, какого типа сказку выбрали ребята: волшебную или бытовую, русскую или нанайскую, – вот и подберите соответствующий реквизит и приготовьте нужные детали костюмов. Но кто из детей что наденет – фартучек или платочек – это должно быть неизвестно. Главное, чтобы всем хватило и даже что-то осталось. Если каждый в классе готов в любой момент напялить на голову хоть платочек, хоть что угодно, то очевидно, что в классе решена куча педагогических проблем.
А как же родители? Их участие?
– Я бы минимально приглашала родителей на такие праздники. К сожалению, очень часто родительские амбиции мешают работе. Но ведь праздник же не для родителей, чтобы они порадовались, какой у них замечательный ребенок. Праздник для того, чтобы ребенок порадовался! А родители пусть купят гостинцы и помогут подготовить те элементы костюма и реквизита, которые были оговорены заранее. Гораздо интереснее и ценнее, если родителям придется потом расспрашивать ребенка, а ребенку – рассказывать и о том, что было на празднике, и о себе, и о других. Вместо того чтобы выслушивать: «Что же ты ногой топнул не там?» или: «Почему та девочка выходила первая, а ты вторая?».
– А в чем специфика подростковых праздников?
– Где-то класса с седьмого начинается совсем другая история. Семиклассники – это люди, которые уже пробиваются во взрослую жизнь, они уже ощущают, пардон, свое тело, и делать из них маленьких дурачков-клоунов нельзя. Елки для семиклассников я предпочла бы делать сугубо лирическими: балы, «огоньки», стихи, романсы… Ну и, конечно, игры. Любые: и подвижные, и взрослые, и детские. Хорошо бы фольклорные, с игровыми «поцелуйчиками».
– Обычно елка – это всегда Дед Мороз, а значит – сценарий: как вызвать Деда Мороза со Снегурочкой, как зажечь елку, как раздать подарки...
– Да, к сожалению, в школьных условиях варианты появления Деда Мороза не слишком разнообразны – он выходит либо со сцены, либо из задней двери зала. Мало кто может спустить его с потолка или спрятать под елку. Но тут чем больше изобретательности, тем лучше. Например, стук в окно – открывают створку, и оттуда в клубах пара вваливается Дед Мороз!
– А вообще Деды Морозы нужны?
– До 6–7 класса дети где-то там, на задворках сознания, еще верят в Деда Мороза, пусть не по-настоящему, но они готовы в него играть. Семиклассникам же хорошо бы самим побывать Дедами Морозами. Можно заранее предупреждать: мол, от каждого класса надо приготовить выступление Деда Мороза, Снегурочки, Бабы-яги...
– И подростки тут же начнут готовить, добывать текст?..
– Нет, не надо добывать. Надо, чтобы они сочинили. Но сочинили не столько текст, сколько загадки, каверзные вопросы, задания. Каждый класс придумывает свои конкурсы, свои призы. По-моему, это самое оно, когда никто не знает, кто выступит, что скажет. Как только все становится заранее известно, то появляется запашок профессионального театра. А детские усилия не равнозначны этому. Для талантливого ребенка сказать четыре раза один и тот же текст – смертельно. Надо иметь достаточно серьезную подготовку, чтобы не увязнуть в кривлянии или актерских штампах.
– А что делать с классными руководителями? Ведь они уже за два месяца до праздника носятся с этими сценариями, передают их из рук в руки…
– Да, да. Это ужасное горе. Это мешает детям и взрослым проявлять естественный театрально-художественный вкус, приучает их считать праздником это квазитворчество, эти лживые представления, где у детей больше страха сделать что-то не так, чем радости.
А праздники в начальной школе – это вообще сплошное горе луковое. Администрация и родители, не сговариваясь, твердят: «Спектакль получился хороший, мне было так смешно!» Конечно, когда ребенок играет жука и говорит басистым голосом, да еще и картавит, то взрослые в умилении. А устроители всего этого – то ли издеваются над ребенком, то ли демонстрируют его?
И вот эта демонстрация, это театральное безвкусие идет уже в общественном масштабе. Но, к сожалению, против лома нет приема. И администрация по-прежнему считает, что когда все делается для детей и детскими руками, то это не праздник, потому что это никому нельзя показать. Да никому и не надо показывать! Не для взрослых дяденек и тетенек сделано!
Как только идет показ, так сразу идет показуха. Показуха и ребенок – разве это хорошее сочетание? Но, увы, стыдно им (администрации) не становится, потому что их так воспитали, у них такое представление о дурном и хорошем. Это результат долгой работы. Остается смотреть на это с грустью...
– У вас есть несколько классов, которые вы курируете. Они что-то будут ставить к Новому году?
– Да. Пятый класс будет делать кукольный спектакль. Мы с классной руководительницей договорились, что это будет импровизация – разные соревнования разных зверей. Например, зайцев – по бегу. Родители купили кукол – медведей, зайцев, лисиц, и вот такими группами они и будут выступать.
Каждой группе достанется билетик с заданием: что они должны сделать на новогоднем празднике – прыгать в высоту, бегать или еще что. У них в расписании есть «урок театра». Поэтому они на этих уроках во всех ролях побывают.
Это не репетиции новогоднего представления – просто они на каждом уроке начинают импровизировать, варьировать. Ведь можно медведя и зайца соединить – и будет одна история. А можно всех медведей соединить – и будет совершенно другая. Там классная руководительница, которая готова к этим импровизациям.
А на новогоднем празднике будет выбор разных соревнований. Например, медведи будут соревноваться в музыкальном искусстве, и зал им может кричать: пойте песни! И медведи будут петь песни. Естественно, какая-то песня для медведя приготовлена, но кто будет медведем на празднике – никто не знает…
А в шестом классе будут разыгрываться сказки: что одни рассказали, то другие сыграли. «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная». Можно же эту историю сыграть? Мы рассказали – вы сыграли. И если по кругу крутить, то уже ты рассказываешь, а я играю.
И мне осталось только добиться от их классного руководителя смелости – пойти на это, решиться действовать без оглядки на родителей и администрацию. В крайнем случае, говорю, можно сослаться на мой авторитет: мол, руководитель театральной работы так требует.
А если человек сам отважно не идет на подобные импровизации, то пусть не стесняется, пишет письма. Я готова всячески его поддержать.

TopList