Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

Подвижные игры

* в копилку учителю

Сергей РЕУТСКИЙ

С элементами борьбы и рукопашного боя


УПРАЖНЕНИЯ НА МАТЕ

Вот серия безопасных упражнений на мате (но только на одном, если их больше – будут разъезжаться).
Первый вариант. Задача: столкнуть противника с мата, находясь либо в положении на четвереньках, либо в положении лежа, либо любым способом, но не вставая на ноги. Победа обозначается разными вариантами: соперник половиной туловища оказался за матом или полностью за его пределами.
А вот другая серия заданий: не дать сопернику подняться с лопаток, встать на ноги. Один лежит на животе (на спине), другой держит его за руки или за ноги. По хлопку лежащий должен встать, второй должен его удержать. Один удерживает лежащего на лопатках, тот должен подняться. Или перевернуться на живот (или с живота перевернуться на спину). Вот вам, пожалуйста, освоение приемов освобождения от захватов с нежного возраста, не обучая никакой специальной технике.
Борьба нескольких человек на одном мате. Двое держат одного за ноги, лежащий должен встать. Как – не объясняется. Даже слабым у сильных удается встать. Двое держат за руки: умудряются использовать силу одного против другого. Или на одного двое просто ложатся, а надо вылезти из-под них.
Заметим, что обычно борьба происходит либо в стойке, либо лежа. Но для детей борьба стоя травмоопасна. Надо, чтобы дети уже перед началом борьбы или лежали, или двигались на корточках, на четвереньках... И многое окажется удобным делать шиворот-навыворот (не уложить на лопатки, а не дать подняться с лопаток и т.п.).

МАШИНА СМЕРТИ

Самая общеизвестная «Машина смерти» – «удочка под ногами». Ведущий, стоя в середине круга, вращает веревку над землей. Дети должны перепрыгнуть через нее. Но это не страшно. Страшно будет, если привязать к концу «удочки» резиновые кольца, с виду похожие на чугунные. Высота вращения веревки может изменяться, тогда с определенного момента нужно будет не перепрыгивать, а приседать.
Привыкли к этому – начинаем раскручивать тяжелую жест­кую веревку. Далее – мягкую и затем жесткую палку. На следующем этапе вращение неожиданно может меняться на противоположное.
Один раз игра «Машина смерти» начиналась словами: «Сейчас буду бить палкой». Грозная палка ритмично поднимается и опускается, со свистом рассекая воздух и громко ударяясь об пол. Надо успеть пробежать под палкой и не быть задетым. Моя задача – попытаться напугать детей, чтобы они научились противостоять своему страху и решились шагнуть навстречу неизведанному, опасному.
На первом занятии при виде опасности многие дети съеживаются и отступают назад. Но как-то сразу образуется восторженная очередь из тех, кто с горящими глазами готов устремиться вперед.
По нашим правилам пробегаешь под палкой тогда, когда внутренне готов. Если нет – можешь снова и снова становиться в конец очереди, заряжаться верой от тех, у кого духу хватило пробежать.
«Умная» палка, несмотря на грозные взмахи, почему-то едва касается робких, минует смелых и решительных и чувствительно задевает наглых и самоуверенных.
Время подготовки для броска тоже может меняться. Вначале оно не ограничивается, затем понемногу сокращается. Взрослый считает: «Раз, два, три...». За три счета каждый ребенок должен собраться и пробежать. Не успел – становишься в конец очереди. Через некоторое время я с удивлением и восторгом смотрю на эту монолитную решительную команду, пробегающую на счет «Раз... раз...» друг за другом без остановки.
Потом надо пробежать под двумя-тремя палками, расположенными подряд с небольшими промежутками. Сначала это получается только у тех, кто догадался, что между жерновами «машины смерти» есть безопасная зона, где можно отдохнуть и после сделать следующий бросок. Далее палки начинают двигаться в разном ритме и в разных направлениях, а зоны безопасности уменьшаются.
Справился с предложенными заданиями – преодолевай «жернова смерти» боком, вращаясь и разными «зверобатическими» способами («пауком», «червяком» или «медвежонком»).
Поначалу используем палку с поролоновой оплеткой, потом пластмассовую, деревянную. В конце концов всегда находится тот, кто интересуется: «А нас будут бить железной палкой?» Приходится идти навстречу «пожеланиям трудящихся».
Для тренировки бойцов нежного школьного возраста можно раскачивать элементы мягкого конструктора. Вместо палки можно с разной скоростью вертикально вращать прыгалки (тяжелую веревку, веревку с грузом). Палку можно заменить обручем, преодолевать который намного сложнее.

БЕЗОПАСНОЕ ОРУЖИЕ

Самая простая «шпага» – пустая мягкая пластмассовая бутылка. Легкая, ею почти невозможно ударить больно (правда, донышко жестковато). Вооружаем всех бутылками и играем в «салочки» по ногам. Бутылкой можно защищаться.
Можно фехтовать надувными игрушками – ими можно бесстрашно колошматить друг друга.
Возьмите поролоновые трубы, обшитые материей. Ими больно не хлестнешь, но можно осалить. Поэтому можно махаться от души. Можно с этими трубами играть в «салочки»: один вооружен трубой-шпагой, остальные уклоняются от трубы. А можно защищаться той же мягкой палкой – поролоновой трубой.
Сделали мягкие шпаги и фехтуем ими. Фехтуем мягкими палками. Разными руками, стоя, на коленях, лежа, в «зверобатических» позах. Поначалу один защищается, другой нападает. На первом этапе разрешаем проводить атаку только по ногам или по рукам. Позже салить можно, дотронувшись или до живота, или до спины.
Как только появляется удар предметом, сразу обнаруживается элемент честности. Только ты можешь честно сказать: осалили тебя или нет. С этим надо работать.

ВНЕЗАПНЫЕ НАПАДЕНИЯ

Наступает момент, когда у всех все получается (ничем не запугаешь нынешнее поколение), значит, приспело время «приключений с внезапными нападениями».
Путешествовать можно не только по спортивному залу, но и по всей школе и ее окрестностям. Бежим, ползем, катимся через все возможные препятствия, а за каждым углом нас поджидают опасности. «Коварный враг» устраивает внезапные нападения на «путешественников». Они используют разное «оружие»: от мягких шариков до жестких палок. Им, как всемогущим драконам, позволительно переходить с места на место, менять технику нападения, менять скорость, принимать более или менее угрожающий внешний вид. Это уже не просто путешествие, а настоящее приключение! Проскочил засаду – беги вперед, нет – «мочало – начинай сначала».
Если «коварных» достаточно много, то можно в самых трудных местах обеспечить варианты на выбор. Например, готов – ползи над «пропастью» по доске, на середине которой тебя поджидает очередная «машина смерти», не готов – беги по полу сквозь вращающиеся прыгалки.

ВАРИАЦИИ «САЛОЧЕК»

Играть можно в парах, в группах, держась друг за друга. Можно играть в «зверобатических» техниках («пауки», «червяки», «гусеницы» и так далее), то есть вести поединки в непривычных положениях.
«Салочки-пятнашки». Нужно рукой дотронуться до любой части тела противника. Если можно от касания защищаться руками, а салить только грудь и голову, то мы имитируем бокс. Если можно касаться затылка и спины, то это имитация рукопашного боя. Если все, разбившись на пары, играем в тесном помещении, то это имитация группового боя.
«Салочки-наступалочки». Надо наступить ногой на ногу противника. Это имитация атаки ногами и ухода от нападения и контр-­ атаки. Можно играть, взявшись за руки (ближний бой) и не держась за руки.
«Сбей кепку». Противники должны сбить кепку с головы друг друга. Символически отрабатывается техника проведения ударов в голову и защиты от них. Если разрешен захват, то это элемент техники рукопашного боя.
«Коршун, курица, цыпленок». Нападающий-«коршун» должен осалить «цыпленка», «курица» не дает ему этого сделать. Отрабатывается элемент группового боя.
«Колдунчики». Те же самые «салочки», только команда на команду. Обе команды должны овладеть стратегией проведения группового поединка.
«Сбей кепку» + «Салочки-наступалочки». Имитация кикбоксинга. Учимся растягивать внимание по вертикали.
«Два Мороза». Это «салочки» + «колдунчики».
«Гуси-гуси...». По сути, это «салочки», но по другим правилам.
«Волк во рву». «Салочки» + перепрыгивание через препятствие.
«Метательные и фехтовальные салочки». Можно салить, бросая предмет или дотрагиваясь предметом. Это элемент боя с оружием. Если вооружен один «сала», то безоружный учится защищаться от вооруженного. Если вооружены все, то это групповой бой (сеча).
Могу предположить, что фехтование интересно детям так же, как и лазанье. Иначе откуда взялись эти толпы подростков и юношей с мечами, шпагами, неутомимо шагающие по паркам и лесам? Эту потребность очень легко поддержать.
«Ловишки». Те же «салочки», только противника нужно захватить. Обычно пойманным считается тот, у кого обхватили туловище руками. Вначале схваченный не имеет права вырываться, становится водящим или выбывает из игры.
Можно усложнить правила. Например, нужно удержать захваченного в течение двух и более секунд, а последний уже имеет право вырываться. Вариации: нужно захватить руку или какую-либо часть одежды (военизированная игра «Сорви погон»), держа противника, оторвать его ноги от пола.
По таким же правилам можно играть почти во все вышеописанные игры.
«Сети». Это, по сути, групповые «ловишки». Можно ловить парами, взявшись за руки, а можно каждый раз увеличивать «сеть» за счет пойманных. Играя со старшими детьми, можно разрешить прорываться сквозь «сеть».
«Жмурки». Это «ловишки» вслепую.
/По кн.: Реутский С. Физкультура про другое в семье, в детском саду и в начальной школе. СПб., 2006/

TopList