Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

А на следующий день…

* не для оваций

Расспрашивала Мария ГАНЬКИНА

Обрывки воспоминаний Лидии Филякиной, записанные на переменках между уроками


...ИДЕЯ БЫЛА ТАКАЯ: раз есть День учителя, должен быть и День ученика. Дело в том, что Михаил Петрович Щетинин учеников считает людьми. А людей он уважает...

…КАК Я ПОПАЛА к Щетинину? А я тогда занималась проблемой чтения и искала людей, которые необычно занимаются музыкой (я была уверена, что процесс овладения чтением неразрывно связан с музыкой). В том числе я разыскивала и Щетинина, о котором много слышала, но как на него выйти, не знала. Пожаловалась как-то раз Александре Петровне Ершовой. А она вдруг в один прекрасный день звонит: «Щетинин к тебе на уроки придет!» У меня был тогда 3 класс в 148-й школе.
Михаилу Петровичу так понравились мои дети, что он тут же заявил, что берет меня к себе. В смысле приглашает работать.
Это был 1983 год…

…МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ часто вспоминал, что сам он в школе учился неважно. Но не потому, что не хотел или не мог. А потому что было неинтересно.
И вот что, мне кажется, самое важное в Щетинине – что он всегда это удерживал. Чтобы человеку, который живет школой, было интересно, чтобы он мог в этом жить, а не отбывать время. Он это делал для людей…

…НАКАНУНЕ ДНЯ УЧИТЕЛЯ дети всю ночь готовили школу: украшали и так далее. А утром были уроки. Но вели их не учителя, а сами дети. В каждом классе было по «учителю»-десятикласснику.
Учителя же в это время сидели в учительской за огромным праздничным столом (его тоже, разумеется, накрывали ученики). Помню, к учителям в гости приехали рериховцы из самой Москвы. И пока старшеклассники вели во всей школе уроки, учителя за столом общались с этими рериховцами…
А следующим был День ученика. И на этот раз учителям приходилось посуетиться…

…В ДЕНЬ УЧЕНИКА каждый школьник мог прийти на тот урок, на который захочет. И спросить все, что только пожелает.
Все учителя в этот день устраивали каждый свою – по-теперешнему скажем – мастерскую. Тогда не было такого названия. Но каждый учитель устраивал как бы свой дом. И в этот дом приходили дети. Кто куда захочет. И теоретически могло быть так, что к кому-то из учителей набился полный дом, а к кому-то вообще никто не пришел. Но практически этого не случалось, поскольку учителя у Щетинина все достаточно интересные. И сами заинтересованы в детях. Они готовы отвечать на любые вопросы совершенно свободно. И дети ходили то в один дом, то в другой, то в третий. И задавали разные вопросы…
У меня в классе была «таин-ственная физика». Так ко мне на физику даже детки из детского сада приходили. Я им показывала, что такое луч. Мы рассматривали руку, которая, оказывается, просвечивает! Одна девочка, помню, испугалась, что из ее руки получился «скелет»…
Учителя в этот день одевались не в свою обычную одежду, а так, как они считали нужным. Они могли быть в каком-то особом платье. Если историк средние века представляет, он может, например, в маскарадные латы нарядиться…
А вечером был большой концерт.
В первом отделении учителя тянули жребий, и каждому доставалось какое-нибудь задание. Мне, например, нужно было спеть «Вдоль по Питерской».
Во втором отделении, помню, учителей как бы вызывали к доске – что-то шутливое отвечать…
И все это происходило в жуткой глухомани – в селе Зыбкое Кировоградской области. Это такие выселки староверов. Туда после Ясных Зорь сослали и Щетинина…

…ГЛАВНАЯ ЗАСЛУГА Михаила Петровича в том, что он дает людям (и учителям, и ученикам) возможность двигаться каждому в своей манере.
Сейчас в своей теперешней школе-интернате он, на мой взгляд, делает сельского интеллигента, который от земли не оторван. У его учеников есть место, где они и на земле работают, и животных разводят. И кролики, и лошади, по-моему, у них там есть. Они и дом (школу) себе построили сами – в виде терема. Он растит настоящих сельских жителей – без курева, без мата, без пьянки. Насколько я знаю, у него в школе нет ни телевизора, ни радио. Но по-прежнему – музыка, художество. И эти дети, когда они вырастают, в своих соб­ственных семьях зажигают те же огонечки…

TopList