Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2007

Архив

Юбилейные даты сентября

5 сентября

190 лет со дня рождения поэта, писателя и драматурга
Алексея Константиновича ТОЛСТОГО (1817–1875)

Родился в Петербурге. Граф. После развода родителей в младенчестве был увезен в Малороссию матерью; там воспитывался дядей, известным в литературе под именем Антона Погорельского (1787–1836). Восьми лет вернулся в Петербург. При посредстве В.А. Жуковского (1783–1852) мальчик был представлен ровеснику–наследнику престола, впоследствии императору Александру II (1818–1881). Их дружба продолжалась в течение всей жизни писателя.

В 1836 году окончил словесное отделение Московского университета. С 1834-го служил в архиве Министер­ства иностранных дел, был на дипломатической и военной службе; с 1843-го занимал различные придворные посты.

Во время Крымской войны (1853–1856) поступил в число охотников «стрелкового полка Император­ской фамилии». Воевать ему не пришлось, но он едва не умер от тифа в Одессе. Во время коронации в 1856-м Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда тот не захотел остаться на военной службе, егермейстером. В этом чине он оставался до самой смерти. С середины 1860-х его некогда богатырское здоровье – он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок – пошатнулось, поэтому жил он большей частью на заграничных курортах.

Первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский). В 1840-е заявил о себе как лирик и автор баллад. Многие его лирические стихи, напечатанные в 1850–1860-е, приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и др.). С 1854-го печатал в журнале «Современник» стихи и литературные пародии от имени Козьмы Пруткова (в соавторстве с братьями Жемчужниковыми).

В конце 1850-х сотрудничал в «Русской беседе», затем в «Русском вестнике». Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867-м вышло первое собрание стихотворений Толстого.

Постановкой «Царя Федора» был открыт в 1898-м Московский Художественный театр. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами – Н.А. Римским-Корсаковым, П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским и др. Переводил И.В. Гёте и других классиков. Скончался в своем имении Красный Рог, ныне Почеп­ский район Брянской области.

8 сентября

195 лет со дня Бородинского сражения (1812)

Сражение во время Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями.

3 сентября (1-я – генерал М.Б. Барклай-де-Толли и 2-я – генерал П.И. Багратион) русские армии сошлись в районе с. Бородино в 124 км к западу от Москвы. Там главнокомандующий генерал М.И. Кутузов решил дать противнику генеральное сражение.

Русские обороняли две основные позиции: Курганную высоту (так называемая батарея Раевского, 18 орудий) и у деревни Семеновское (так называемые Багратионовы флеши, 36 орудий).

Сражение началось ранним утром атакой врага. Ценой огромных потерь французы к 12 часам овладели флешами. Был смертельно ранен Багратион, русские войска отошли.

Под вечер, справившись с кавалерийскими атаками на флангах, противник вынудил русских оставить разрушенную батарею Раевского. Русская армия готовилась продолжать бой на следующий день, но Кутузов решил сохранить силы для последующей борьбы.

Противник понес невосполнимые потери – свыше 58 тыс. человек, в том числе 47 генералов. Русские вой­ска потеряли 44 тысячи человек, в том числе 23 генерала.
«Из всех моих сражений, – писал впоследствии Наполеон I, – самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

10 сентября

95 лет со дня рождения датского
карикатуриста Херлуфа БИДСТРУПА (1912–1988)

Родился в Берлине. Первым его критиком и учителем был отец – маляр по профессии и художник по духу.

Окончил Академию художеств в Копенгагене (1935). Автор серий юмористических и сатирических рисунков на бытовые темы и (с 1940-го) политических карикатур, публикуемых в газетах. Его серийные рисунки неоднократно издавались отдельными альбомами в Дании и за рубежом.

В последние годы в связи с кризисом коммунизма и распадом СССР и восточного блока его сатирические рисунки в значительной части устарели. Но такова общая судьба большинства политических карикатур. Правда, в отличие от многих других художников он успел войти в историю как непримиримый и деятельный противник фашизма и нацизма. Его карикатуры на Муссолини и Гитлера, на Геринга и Геббельса остаются классическими. Что же касается юмористического творчества, то в нем есть нечто шекспировское, а именно – глубинное проникновение в самую суть человеческих характеров.

11 сентября

145 лет со дня рождения американского писателя
О’ГЕНРИ (Уильяма Сидни Портера) (1862–1910)

Родом из Северной Каролины. Сын врача, окончив школу, служил в аптеке, получил диплом фармацевта. Два года работал на ранчо в Техасе. В 1894-м – редактор-издатель юмористического еженедельника, в котором публикует свои первые литературные опыты.

Работал кассиром-бухгалтером в банке, был обвинен в растрате, полгода скрывался от суда в Гондурасе; вернувшись, провел в заключении более трех лет. В тюрьме писал рассказы, некоторые из них были опубликованы в нью-йоркских журналах. Автор многочисленных сборников рассказов. Автор романа – сатирической притчи «Короли и капуста» (1904) – фактически цикла связанных общим сюжетом новелл. В сюжетах нашла отражение его собственная биография.

Подлинный герой О’Генри – «маленький американец» (клерк, бродяга, ковбой, фермер). Они не решают мировых проблем, но постоянно сталкиваются с житейскими ситуациями, требующими нравственного выбора.

17 сентября

150 лет со дня рождения советского ученого и изобретателя
Константина Эдуардовича ЦИОЛКОВСКОГО (1857–1935)

В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892-го – в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений. Его технические идеи нашли применение при создании ракетно-космической техники.

В философско-художественных эссе развивал «космическую философию», которая опиралась на идею атома – бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Его космическая утопия предполагала расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем – полную биохимическую перестройку землян, превращение их в разумные «животные-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию.

Имя Циолковского носят: Музей истории космонавтики и Педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт и кратер на Луне.

30 сентября

90 лет со дня рождения российского режиссера и актера
Юрия Петровича ЛЮБИМОВА (1917)

Родился в Ярославле. С 1922-го – в Москве. Занимался хореографией по методу Айседоры Дункан. В 1939-м окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова. С 1946-го выступал на сцене этого театра. С 1941-го по 1947-й служил в ансамбле песни и пляски НКВД. Снимался в кино. В 1963-м поставил силами студентов спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1898–1956). В 1964-м они составили ядро труппы Московского театра драмы и комедии на Таганке, которым в 1964–1984 годы и с 1989-го руководит Любимов.

Один из реформаторов отечественного театра. Тремя столпами, без которых не может существовать театр, считает фантазию, воображение и изобретательность. Его режиссерское искусство, возрождающее условные формы агитационного театра 1920-х, отмечено публицистической страстностью, острым чувством современности.

В 1984-м лишен гражданства СССР, в 1989-м оно восстановлено. «Мир облагодетельствован его изгнанием», – писали в западной прессе о работе режиссера за рубежом. Создал 25 оперных постановок на лучших сценах мира (в парижском Гранд-опера, лондонском Ковент-Гарден, в миланском Ла Скала). Заслуженный артист РСФСР (1954). Народный артист России (1992).

Подготовила Евгения Васильева

TopList