Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2007

Архив

Тем, у кого 1 сентября – самое-самое первое

* из первых рук

Два напутствия в профессию

ТРИ ЗАВЕТА

Владимир Егоров,
учитель физики

Завет первый: учитесь хорошо объяснять, не доверяйтесь учебнику. Ведь одна из первых оценок учениками учительского труда: он хорошо (или плохо, или совсем не) объясняет.

О, это непросто! Сколько нужно перелопатить литературы, сколько передумать, чтобы убежденно, ярко и при этом просто объяснить сложные вещи.

Даниил Данин вспоминает двух профессоров: один читает лекцию, слушатель думает: какой он умный, а я, дурак, ничего не понимаю! А когда второй читает лекцию, слушатель думает: это же элементарно, я все понял, вот какой я умный!

Желаю вам, чтобы ученики на вашем уроке чувствовали себя умными.

Завет второй: вы должны стараться «ни единой долькой не отрекаться от лица» (Б. Пастернак). Найдите свою сильную сторону и эксплуатируйте ее. Не пытайтесь объять необъятное.

Нобелевский лауреат Вольфганг Паули, один из создателей квантовой механики и квантовой теории поля, человек, предсказавший существование нейтрино, был совершенно беспомощен (до смешного) в эксперименте: все, до чего он дотрагивался, неизбежно ломалось.

Если вы «теоретик» – жмите на теорию. Любите решать задачи – делайте упор на них. Любите приборы – нажимайте на эксперимент и не обращайте внимания на то, что кому-то это не понравится.

Не старайтесь никому угодить. Будьте самим собой.

Завет третий: учитесь держать с учениками дистанцию и при этом быть доступным каждому. Не допускайте панибратства, но и не отвергайте никого. Пусть у вас будут «любимчики», не бойтесь – это нормально, ведь общение с талантливыми детьми – счастье. Но надо хорошенько позаботиться о том, чтобы у вас не было «нелюбимчиков».

Счастливого пути!

С НОВОРОЖДЕННЫМ!

Ольга Лапина,
учительница начальных классов

Первый в жизни класс – как новорожденный младенец. А я молодая мамаша, которая про него ничего не знает и поэтому всего боится. Со временем я пойму, как реагировать на капризы, понимать его нужды, чем кормить и т.д. Мы приспособимся друг к другу: я – к нему, он – ко мне.

Вы тоже, пробуя и ошибаясь, научитесь жить со своими ребятами. Но в процессе этой учебы, может быть, вам будут полезны следующие выстраданные мной правила.

Во-первых, не предъявляйте ребенку требование, если не уверены, что он его выполнит. Будьте последовательны, доводите начатое до конца. Не забывайте сами своих слов.

Во-вторых, однозначно реагируйте на то, что считаете недопустимым. Ребенок, который зарвался, в глубине души прекрасно знает, что делает не то, но справиться с собой не может. В этом случае наказание для него – помощь. Наказание может быть разным, это вовсе не обязательно экзекуция. Помните, что наказание – от слова «наказ».

В-третьих, не торопитесь с выводами. Ваш «провал» заметили только вы сами. У вас есть время все исправить. Дети дают нам очень большую фору. И вообще, не бойтесь ошибаться. Вы имеете право на ошибку. Впрочем, как и ваши ученики.

TopList