Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Чему подлежит и что сказывается?

О терминах с «говорящими» именами


Следующий шаг (а может быть, предыдущий) – терминология. Что такое подлежащее, сказуемое и так далее? А чего тут знать-то, соб­ственно говоря? Подлежащее – это то главное в предложении, что как бы подлежит рассмотрению под лупой. Я так и пишу: «Подлежащее подлежит рассмотрению» – и подчеркиваю слово «подлежащее» одной чертой.

Сказуемое – это то, что сказывается о подлежащем («Не скоро сказка сказывается…»): кто (или что) оно, какое оно, которое по счету, что делает, сделало или собирается делать и так далее. Слово «сказывается» подчеркиваю двумя чертами.

А что такое определение? Определение – оно, ясное дело, что-то определяет. А что? Либо подлежащее, либо дополнение. «Бабочка» (подчеркивание) у определения будет волнистой. Соответственно дополнение что делает? Правильно, дополняет. Что же оно дополняет? Вот тут выясняется, что чаще всего оно дополняет сказуемое. Подчеркиваем пунктиром.

А обстоятельство что такое? это буквально то или иное обстоятельство, при котором произошло дей­ствие. А что это могут быть за обстоятельства? Да самые разные: времени, места, причины, цели. Здесь я обычно речевку говорю: где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как? – вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Для некоторых детей это является прямо каким-то откровением – они первый раз об этом слышат.

TopList