Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Веселенькая квартирка

Где живет доктор Сущ, Глаша-Прилагаша, Глаголик и бабушка Наречка


Откуда взялась байка про веселенькую квартирку, я толком не помню. Может, я ее подслушала? У меня даже есть версия, что на уроке у учительницы моего сына, Елены Павловны Ельсуковой. Как байка звучала первоначально, уже не восстановить. Да и ни к чему.

Я беру очередной лист и рисую план квартиры. Хозяин квартиры – доктор Сущ. Рисую дверь в его кабинет и пишу на табличке: «Д-р Сущ».

Рисую самого доктора Суща. Он худой и нелепый, как Паганель. Непременно с жиденькой бородкой и в очках. В одной руке у него огромный докторский саквояж, в другой – лупа.

Доктор Сущ – он ученый. Ему, как истинному ученому, все интересно, все любопытно. Все, что существует, он рассматривает через свою лупу. Исследует, изучает. Про все, что у него под лупой, он спрашивает: «А это ЧТО? А КТО это?» – и немедленно кладет в свой саквояж для дальнейшего исследования.

Вот под лупой оказалась какая-то букашка. Я рисую букашку. И тут же в облачке возле рта доктора (как в комиксах) пишу реплику доктора: «Кто это?». Но доктор Сущ смотрит в сущность вещей и явлений – всего, что когда-либо существовало в подлунном мире. И поэтому он видит вещи, которые мы не видим простым глазом. Он почти что волшебник, наш доктор Сущ. Он может посмотреть на человека через свою волшебную лупу и увидеть его сердце. Через волшебную лупу можно увидеть абсолютно всё: и гнев, и любовь, и боль, и радость. Можно увидеть грозу, когда ее еще нет. Или Александра Сергеевича Пушкина, хотя его давно уже нет. Или Карлсона, которого никогда не было. Или Бога, который был и есть всегда.

Вот так, вскользь, я называю всякие существительные: и собственные, и одушевленные, и абстрактные, и субстантивированные.

Дальше я рисую вторую дверь с табличкой: «Глаша-Прилагаша». А за спиной доктора – тетечку, его сестру. Она всю свою жизнь посвятила доктору Сущу. Она всегда с ним и всюду ему помогает. Что же она делает? Она ходит за доктором с записной книжкой. (Я рисую в руках у Глаши-Прилагаши большущую записную книжку.) И что бы ни попалось под лупу доктора Суща, Глаша-Прилагаша тут же записывает в книжечку — какое оно. То есть прикладывает признаки. Вот доктор увидел в лупу букашку – и Глаша-Прилагаша сразу записывает в своей тетрадке, какая она: маленькая, зеленоватенькая, усатенькая и пр.

Вот такая незаменимая и очень усердная помощница у доктора Суща – Глаша-Прилагаша. Я обычно рисую ее классическим синим чулком – в этакой старомодной юбке, с высокой прической, тоже в очечках.

Теперь я рисую третью дверь. Это комната Глаголика, их непутевого племянника, который часто гостит в квартире доктора. Этот Глаголик – такой непоседливый мальчишка! Он буквально ни минуточки не может усидеть на месте спокойно. Он все время думает: «Что бы такое сделать?» Что же он делает?

Я рисую мальчишку, который непрерывно вертит головой в разные стороны (контуры вправо и влево). На голове – волосы пружинками, которые все время шевелятся. Рисую несколько рук, несколько ног, потому что Глаголик постоянно что-нибудь делает руками и ногами. Я предлагаю назвать как можно больше глаголов: он прыгает, бегает, дергается, приседает, подпрыгивает, играет и так далее. А также непрерывно болтает языком.

Что он может еще делать или сделать? И заплакать, и засмеяться, и крикнуть. И даже замолчать, только совсем ненадолго.

В четвертой комнате живет бабушка Глаголика. Ее зовут бабушка Наречка (пишу на табличке). А почему она Наречка? Да потому что она постоянно что-нибудь нарекает своему озорному внуку Глаголику. Что он ни сделает, она сразу же определяет свое к этому отношение – КАК он это сделал. Вот и сейчас она уже выставила вперед свой длинный палец (рисую) и выговаривает Глаголику: «Глаголик, ты плохо сделал домашнее задание. Это глупо. Ты слишком громко кричишь» – и так далее. Ну и хвалит иногда: хорошо, ловко, красиво и т.д. А бабушка у нас из Вологды, поэтому окает. Я пишу ряд наречий и в каждом отмечаю крышечкой суффис -о в конце. Соответственно, у нашей бабушки Наречки шляпка в виде крыши. Я эту шляпку-крышечку приделываю булавкой к ее прическе.

Теперь задания.

На целую страницу рисую саквояж доктора Суща и прошу уложить (написать) сюда, в этот саквояж, десяточек чего-нибудь, что могло попасться под волшебную лупу доктора Суща.

На следующей страничке рисую записную книжку Глаши-Прилагаши и предлагаю заполнить ее по поводу каждого исследуемого док­тором Сущем предмета.

Дальше рисую Глаголика – здорового, на всю страницу, мальчишку – и прошу на его многочисленных руках, ногах, волосах, ушах (даже на животе) написать какие-нибудь соответствующие действия.

И наконец, четвертая большая тетрадная страничка полностью отводится бабушке Наречке, которая по поводу каждого действия Глаголика говорит какое-нибудь свое нарицание-порицание. И, соответственно, предлагаю провести стрелочку от каждого бабушкиного наречия к Глаголикову действию.

Вот такая байка про веселенькую квартирку.

TopList