Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Архив

Ежедневный ритуал

Пять минут в начале каждого урока


Звонок на урок – растрепанные дети влетают с переменки в класс. Или учитель входит в класс – а дети стоят на ушах. Сколько минут нужно гипнотизировать их взглядом, прежде чем сказать «Здравствуйте. Садитесь»? Я пробовала разные способы собрать их внимание, пока у нас не сложился особый ритуал начала урока.

Жужжащее чтение

Как-то раз в нашей учительской компании коллега рассказал о «жужжащем чтении». Это уже потом, гораздо позже, я узнала, что жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В. Сухомлинского. У нас оно выглядело так.

Едва прозвенел звонок на урок, я хватаю секундомер, отчеканиваю: «Через тридцать секунд запускаю!» – и впериваюсь в циферблат. Это производит магическое действие. Дети, сами не зная почему, бросают возню и тут же бегут к специальной полочке в шкафу. Там они отыскивают книжку со своей (личной!) закладкой и рассаживаются по местам. (А отдельные товарищи уже на переменке это сделали и сидят себе читают.)

– Время пошло! Включайте звук!

И я торжественно щелкаю секундомером. В этот момент класс на целых пять минут превращается в пчелиный рой. Впрочем, добродушный. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шуршат) каждый свою книжку вслух, но в то же время себе под нос.

Кочующие закладки

Несколько слов про книжку. Книжка обязательно тоненькая! Чтобы в два-три присеста ее реально было бы прочитать. Такие книжки частью натащили в класс ребята из числа своих дет­ских, частью – их родители и частью – мы, учителя, из числа списанных в районной библиотеке. Попадались замечательные, сороковых-пятидесятых годов издания, конечно, ужасающе потрепанные. У каждой своя история, свои хозяева и читатели, оставившие на пожелтевших страничках блеклый автограф в виде своих фамилий, дар­ственных надписей, заметок на полях и даже остатков завтрака.

Потом был период реставрационных работ. Ребята постигали азы этого ремесла. Наконец подлеченные книжки встали на ту самую специальную полку в шкафу.

Автора и название очередной прочитанной книжки ребята записывают на самодельных закладках. Закладки поэтому широкие. А еще они очень красивые: есть и плетеные, и вышитые гладью, и расписанные красками. А еще закладки – именные, они перекочевывают из книжки в книжку.

Ребенок, который боялся до сих пор подступиться к книжке (все равно не одолеть!), вдруг в скором времени обнаруживает на своей закладке целый списочек. Три (пять, десять) прочитанных соб­ственноручно и самолично книг! Это воодушевляет. Даже тех, кто с Александром Дюма на короткую ногу.

Отключаю звук

Итак, пять минут жужжащего чтения перед каждым уроком словесности. Уже через месяц я ощутила всю мощь этой работы – ребята зачитали! И те, кто раньше делал это тихо, и кто заикался, и кто мекал-бекал, и кто просто стеснялся.

Пять минут… Учитель может собраться с мыслями, подготовить раздаточный материал, доску к работе, может проверить пару тетрадок или вовсе передохнуть. Но чаще всего я брожу по классу, прислушиваюсь: это самые реальные представления о том, кто из моих учеников как читает. Дотрагиваясь до плеча, «отключаю звук» (мол, читай про себя) у тех, кто и без того лихо читает…

В конце концов остается один Андрей. (В следующий раз это будет кто-то другой.) «Отключенные» невольно прислушиваются. А Андрей шпарит на всю катушку, ни на кого не обращая внимания. С головой ушел в чтение (то-то бы удивился, если б увидел себя со стороны). Оно и понятно: книжку-то ему не учительница подсунула, а он сам выбрал, по своему вкусу, интересную!..

Примерно с минуту слушаем не только Андрюху, но и его книжку – своеобразная презентация.
– Спасибо, Андрей, за доставленное удовольствие, – говорю я, «отключая» Андрея, и нередко тут же звучит чья-нибудь реплика:
– Андрюх, когда дочитаешь, я на очереди!
Или:
– Меняемся?!
Щелчок секундомера – пять минут истекло. Книжки возвращаются на полку, а ребята привычно встают рядом со своим стулом. Сесть пока нельзя. «Пока» – это... пока не отбил мячик.

Отбей с проверочным

Мячика у нас три – красный, желтый и розовый. Вернее, мячик один – красный, а желтый и розовый – это кубики. Но для нас они все равно мячики, потому как их бросают. А бросают их не просто так, а вместе со словом.

Красный мячик символизирует безударную гласную в корне. Я бросаю его и называю слово. Если ты вернул его (то есть не только поймал, но и назвал проверочное), можешь сесть. Поймал, но не знаешь проверочное – брось тому, кто знает (вон он изо всех сил таращит глаза и алчно трясет загребущими руками). Назвал ложное проверочное слово – жди следующего паса. А этот ушел к другому человеку.

Итак, все сидят. Все довольны. Все мобилизованы к работе. Можно начинать следующую.

Мне приходилось к каждой такой распасовке заранее набирать кошелку слов. Благо, что открываешь любую книжку, и слов с безударной гласной – пруд пруди. Особое удовольствие – подкидывать ребятам их же собственные (из диктантов, изложений или сочинений) словечки, в которых они ошиблись.

Со временем мы стали отыскивать для мячика слова потруднее, где корень читается неоднозначно. К примеру:
совершенство – верх,
негодяй – не годен,
пожилой – жизнь,
обаятельный – баять, байка,
очарование – чары.

Ребята предвкушали радость узнавания:
– Мне! Мне! Вот он я! Я знаю! – кричали их вскинутые вверх руки.

Сказочная родословная

Цвета – красный, желтый и розовый – протянулись в наш третий класс из второго, когда мы все вместе сочиняли учебники по русскому языку для первоклашек. Лучшие истории становились страницами учебника.

Красная (пиратская) безударная гласная была из сказки-правила про пиратов, которые ни с того ни с сего напали на слова, и спасателей, которые самоотверженно с ними боролись, ставя под удар (ударение).

Желтая парная глухая-звонкая согласная – это страшная болезнь из сказки про больницу, где на койках (картинки по сей день живо стоят перед моими глазами) страдают несчастные, глухонемые, желтые от истощения слова, а врачи в больших ложках несут им лекарство в виде проверочных слов.

В розовый цвет мы окрашивали робкую (розовую от смущения) непроизносимую скромницу-согласную.

Именно эти цвета и еще зеленый (в него красили любое проверочное) первыми появились в черно-белой казенной тетради по рус­скому языку. Это положило начало живописному периоду. Оказалось, что свою тетрадь можно любить и украшать. Даже административные контрольные работы превращались в райские кущи!

Мячик «на безударку»

И вот внучата тех сказочных персонажей – три мячика – лежат на подоконнике. Красный пользуется особым успехом, хотя я всегда предлагаю любой на выбор. Бывает, что «на бис» я вооружаюсь всеми тремя. Кинуть могу любой.

«Лошадь!» Вот и соображай, какое слово бросить мне в ответ. Какой мячик сейчас у тебя в руках? Красный? Тогда – «лошадка»! Желтый? Тогда – «лошади». А ну как в слове полный джентльменский набор?! Как, например, в слове «громоздкий» [грамоскиj]? Тут тебе и безударная гласная, и сомнительная согласная, и непроизносимая тоже.

А вскоре появились желающие заступить на мое место Главного Метателя. Детей же хлебом не корми – дай только в «училок» поиграть.

– Кто к следующему разу подготовится к работе с желтым мячиком? (Значит, подготовит список слов с парной согласной в слабой позиции, да поинтересней! Да чтоб на всех хватило, в том числе и на меня!)
– А можно с красным?
– Можно…

TopList