Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2007

Архив

Летние истории в клеймах

* с корабля на бал

Екатерина ЛЫСЕНКО,
преподаватель изобразительного искусства

Рисованные письма по горячим следам


Несколько лет назад новый учебный год застиг меня врас­плох: договор был, что свои уроки в пятом классе я начну с октября. А тут мне звонят и говорят: «Завтра на работу».

Я села срочно готовиться к первому уроку в этом году. Традиционная тема первого занятия – «Как я провел лето». Так сказать, по горячим следам. Дети обычно рисуют солнце, траву, домики, иногда человечков. Синее небо, зеленая трава, желтое солнце...

Но, честно говоря, все это так надоело и мне, и детям. А что если подойти к обычному неординарно? Пусть тема остается прежней, только мы будем не рисовать абстрактные траву, домики и людей, а писать письмо.

Обсуждаем в группах

Класс, объединившись в три группы (это легко и привычно, например, по считалочке), превратился в три разные народности. В каждой группе получилось по четыре человека – это и есть народы, и говорят они, конечно, каждый на своем родном языке. Что же делать, если нужно передать сообщение иностранцам (в данном случае рассказать, как я провел лето)? Используем язык символов – рисуем.

Но вначале каждый народ обсуждает в группе, что было летом, кто где и как отдыхал. А потом принимает совместное решение, о чем будет писать (рисовать). Например, про отдых на море, где этим летом была Полина (см. стр. 39 – комментарий 2).

«Читаем» икону

Прежде чем приступить к работе, я показала ребятам репродукции икон с клеймами. В частности, икону Дионисия «Митрополит Алексий». Объяснила, что клеймо – это и есть письмо или книга, которую можно читать. Каждое клеймо – это событие в жизни святого. Выбирались, конечно, самые значимые моменты жизни. Вот первое клеймо – возлежащая женщина в центре (мать митрополита Алексия). Внизу справа женщина держит младенца у купели (омовение младенца) – это глава о рождении митрополита.

Рассматриваем клейма – главы этой иконы: вот Алексий посвящен родителями Богу, приведен в монастырь, вот рукоположен в священники. Не читая жития святых, мы, конечно, не можем точно описать каждую главку (клеймо), не знаем, как зовут персонажей. Но можем «прочитать», что он путешествовал, строил храм, разговаривал с ангелом, а после смерти своей исцелял страждущих, которые приходили поклониться его мощам.

Ребята с интересом «читают» эту икону, они постигают суть изображения, ее особый графический язык. Узнают в разных клеймах одинаковых персонажей – например, по одежде, головным уборам, конфигурации бороды.

Итак, задание ясно: каждое клеймо – определенная глава вашей истории. Даю ребятам наводящие вопросы: на каком транспорте ехали? кто встречал или что встречалось? чем там занимались: во что играли, купались ли, катались ли на велосипеде, ловили ли рыбу или что-то делали другое? как (на чем? с кем?) возвращались домой?

«Пишем» письма

Работать в группах оказалось довольно сложно. Во-первых, как технически вчетвером рисовать на одном альбомном листе? Во-вторых, кому – писать (рисовать), а кому – диктовать?

Надо сказать, что коллективные письма не получались (см. комментарий 1). Работал (писал) один человек, а другие занимались посторонними делами.

И тогда я разрешила (в другой подгруппе) каждому написать свое письмо. Личные письма получились очень образными. Подписываться надо было тоже картинками. Ребята вместо подписи рисовали себя.

Вот Любино письмо. Адресаты сразу догадались, что письмо от Любы (очень уж похоже она себя нарисовала). Легко «прочитали», что она ехала на автобусе и что на остановке пришлось его долго ждать – изображена толпа народу; что она летом была на базе отдыха, собирала грибы.

А вот Олино письмо. В центре – девушка в купальнике на фоне моря, а по бокам – клейма-главки. В одной повествуется, как Оля ныряла под водой. Когда это письмо «читалось», «чтец» Максим сказал: «А тут Оля утонула».

Расшифровываем

Когда письма расшифровывались, в некоторых были обнаружены ошибки. Например, автомобиль, домик и девочка – одного роста. Нарушен масштаб. Правда, автор Антон нашелся сразу и оправдался тем, что это не домик, а маленький сарай и что это не девочка, а бабушка Антона, которая будто бы гигантского роста.

В общем, письма получились не только образными, но еще и с юмором (см. комментарий 3).

На дом я задала написать еще письма. Посмотрим, какие они будут.

TopList