Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

Уроки любования

* попробовать, что ли?

Елена КОРОТЕЕВА

Несколько простых, но не совсем обычных идей для совместных занятий детей и взрослых


Часто ли нам удается не просто слушать, а вслушиваться, не просто смотреть, а всматриваться? Оказывается, каждый из нас может хоть сегодня устроить подобное удовольствие не только детям, но и себе – если запасется любопытством и… увеличительным стеклом.

Любование небом

Встреча с синим небом и белыми громадами облаков

Любование: все ложатся на специальные коврики (например, туристические) и 5–10 минут смотрят в небо, наблюдая движение облаков, как они меняют конфигурацию и силуэт; наблюдают объем и цвет облаков; рассматривают контраст синего (относительно темного пятна) неба и белых (относительно светлых пятен) облаков. В очертаниях облаков находят знакомые образы.

Обмен впечатлениями об увиденном. Обсуждение вариантов и способов изображения неба: графических, пантомимических, музыкальных и так далее.

Творческая работа «небо в облаках»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с небом при закате солнца

Наблюдение за изменением цвета неба: соотношение теплых и холодных цветов, доминирование теплых или холодных оттенков, цвет и форма облаков, обсуждение их отличий от облаков утренних.

Обмен впечатлениями и чув­ствами, испытанными во время любования небом; обсуждение увиденных образов и так далее.

Творческая работа «Песни неба»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Любование землей

Встреча с дорожками и тропинками

Пристальное рассматривание земли, по которой мы ходим каждый день. Необходимо максимально приблизиться к ней. Можно лечь на коврик. А можно путешествовать с лупой 5–10 минут, рассматривая землю в мельчайших подробностях. Увиденные миры складываются из едва заметных травинок, высохших палочек, песчинок, насекомых, которые на фоне этих мелочей кажутся великанами. Все предстает перед глазами в виде неизвест­ной планеты или незнакомого и в то же время знакомого пространства.

Обмен впечатлениями об открытии своих миров, планет и так далее.

Встреча с землей на газоне (или в любом другом месте, густо поросшем травой)

Сравнение этой части поверхности с той, которую рассматривали в прошлый раз. Все ползают по разным местам, открывая «неизвестные планеты», сравнивая их и удивляясь рассказам друг друга.

Обмен впечатлениями. Удивительные истории «неизвестных планет».

Творческая работа «Под ногами целый мир»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Любование водой

Встреча с лужей

Рассматриваем не менее десяти минут форму лужи, ее краев, объектов, находящихся на дне, цвет воды и общий колорит лужи.

Мысленно представим, что это океан и мы находимся на его дне. На что тогда становятся похожи камушки, ветки, края лужи? Что произойдет, если потихоньку начать приводить воду в движение? Если опустить на дно прозрачный шарик, другой предмет? Если к луже прикоснется солнечный свет? И так далее.

Рассказываем морские истории.

Творческая работа «Тайны подводного мира»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с водой в водоеме

Наблюдаем с коврика в течение 5–10 минут за движением воды в реке (у берега), ручье, другом водоеме. Рассматриваем форму дна, песок, растительность, характер берегов, камни, ракушки, насекомых, цвет воды и так далее.

Обсуждаем, в чем отличие подводного мира лужи, реки и озера.

Мысленно перемещаемся в пространство воды. Придумываем истории. Записываем их на диктофон.

Творческая работа «Загадки движущейся воды»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с водопроводной водой

Наблюдаем за формой струи из крана при разном напоре воды (тонкая, толстая струя, разбрызгивающаяся, текущая по спирали и так далее). Наблюдение за каплями воды. Наблюдение за разбрызгиванием воды: вода льется на круглый предмет, на жесткую грань, вода заполняет какой-то объем. Рассматривание волн на поверхности заполняемого объема (тазика, банки и пр.)

Рассматривание окружающего мира через прозрачный предмет (банку, вазу, стакан), заполненный водой.

Экспериментирование, повторение понравившихся эффектов.

Обмен впечатлениями. Демон­страция лучших эффектов.

Творческая работа «Водяные шатры», «Водяные карусели»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хорео­графические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с растворяющейся краской

Наблюдаем за тем, как краски – синяя, белая, красная, черная, – оседая, растворяются в воде. Экспериментируем с акварелью, гуашью, маслом.

Обмен впечатлениями, ассоциациями и образами в движущихся и клубящихся в воде красочных композициях.

Творческая работа «Надвигающаяся буря», «Снегопад», «Смерч» или «Торнадо»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Любование цветами и травами

Встреча с полевыми цветами

Рассматриваем с помощью лупы ромашку, тысячелистник, шалфей, василек, пижму и другие цветы (не срывая их со стебелька). Сравниваем характер объединения соцветий, каждого цветка в отдельности, особенностей соединения цветков со стеблем, соотношения формы и размера цветов, листьев; пропорциональных отношений цветов, листьев, длины стебля.

Ищем ассоциации цветов с другими объектами природы. Обсуждаем найденные образы.

Творческая работа: 1) создание икебаны – композиции из полевых цветов; 2) стилизация одного из растений под дерево; 3) рисование цветов с натуры; 4) перевоплощение в конкретный цветок – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с садовыми цветами

Любование соседскими цветами: тюльпанами, нарциссами, ноготками, анютиными глазками, астрами, гладиолусами и так далее (не срывая их со стебля). Рассматривание с помощью лупы сердцевинок цветов, пыльцы, тычинок, переходов цветовой гаммы, конст­рукций лепестков. Рассматривание насекомых, перемещающихся по цветку, наблюдение за их поведением.

Мысленное перенесение внутрь цветка. Цветочные истории.

Творческая работа «Я садовником родился»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с лечебными травами

Рассматривание общего облика крапивы, чистотела, подорожника, репейника. С помощью лупы изучение лечебных деталей растений, конструкций листьев, иголок, прожилок, стеблей, корней и так далее.

Обмен впечатлениями от увиденных по-новому, ничем не примечательных, но таких полезных трав. Рассказы об их скрытой красоте и доброте к людям.

Творческая работа «Крапива-королевна», «Волшебный репейник», «Доктор Подорожник», «Чистотел-прилипала»: рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хорео­графические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Любование насекомыми

Встреча с мотыльками и бабочками

Пристальное изучение узоров на крыльях, цветовых сочетаний, строения насекомого, контура крыльев. Любование общим обликом бабочки или мотылька.

Обсуждение того, что удалось увидеть. Поиск ассоциаций.

Творческая работа «История про бабочку, которая попала в одну из предыдущих историй» (сообща вспоминаем все предыдущие творческие работы; каждый выбирает своему соседу одну из них, для того чтобы тот «поселил» в нее свою бабочку): рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Встреча с жучками и муравьями

Разглядывание насекомых: форма, цвет, строение тела, лапок, глаз, усиков и так далее.

Обмен впечатлениями. Придумывание «лилипутских» и «великанских» историй.

Творческая работа «Семья рыжих муравьев»: рисунки, сценки, ожившие скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры – по выбору или по жребию-считалочке.

Любование природой в темноте

Ночные путешествия

Запасаемся ручными фонариками – хотя бы одним.

Выходим в темноту. Предметы, выхваченные лучом фонарика, предстают не только в мельчайших подробностях, но и в некоем сказочном облике, как бы выходящем из тьмы.

Разглядываем особо пристально (не менее пяти минут!) травинку с росой, ветку с паутинкой, скрученный листочек, кору дерева.

Наблюдаем за разными тенями: от луны, от освещенных окон, от нашего фонарика. Наблюдаем за теми, кто прилетает на свет нашего фонарика.

Ставим эксперименты: как заставить тень бегать? как по-разному можно осветить одно и то же?

Ищем, что вокруг нас дает отблески, а что светится само.

Придумываем волшебные истории, с тем чтобы утром после разминки рассказать их друг другу по памяти.

Разминаемся в игре «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» – утренний показ эскизов, импровизаций, сценок.

Затем рассказываем по памяти истории, придуманные ночью.
Творческая работа. Все вместе изображаем услышанные истории – рисованием, движением, звуками, инсценировкой.

Примечание.

Любоваться, разглядывать, рассматривать, наблюдать по 10–20 минут полезно в любое время года.

Особенным успехом пользуется «зимнее любование в темноте». Тогда объектами любования становятся снег, лед, сосульки, покрытые льдом предметы, снежинки и так далее.

TopList