Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Разное

Напутствие читателям

При чем тут «Московский дворик»?!

Даже на современников Поленова эта картина производила впечатление странное: неужели это Москва? Ведь такой пейзаж только в уездном городке увидеть можно.
Да, это Москва. Мало того, центр. Дворик в одном из переулочков Арбата. Даже в те времена найти в купеческой столице такой уголок было непросто. Но художник облюбовал именно его, удивляя современников естественно­стью и простотой изображенной жизни. Никакой парадности, никакой показухи...
Сегодня, когда модно говорить о модернизации (школы, образования или классно-урочной системы), мы предлагаем не столько бежать впереди прогресса, сколько почаще вспоминать хорошо забытое старое. Например, «Москов­ский дворик». А уж потом разбираться с проблемами современного образования.
Казалось бы, школу не финансируют, ставки урезают, аттестации замучили, родители своими претензиями проходу не дают, а ученики учиться не хотят – все плохо. Прямо хоть караул кричи или на баррикады отправляйся.
И почему нам все кажется, что хорошо там, где нас нет, а где мы есть – плохо? На самом-то деле достаточно повернуть некий ключик – и придет мысль: а может, не стоит так уж стремиться все скорей исправлять, контролировать и перестраивать? Может, в этом и кроется секрет налаживания спокойной атмосферы по­вседневной жизни?
К счастью, не так уж и мало школ, где есть эта соразмерность жизни – то, что называется «лад», «уклад». Каждый на своем месте и делает свое дело. И смешно, когда очередной реформатор сверху заявляет: вы живете неправильно. А многим школьным учителям сама жизнь доказывает, что правильно…
Так давайте не будем спешить бетонировать поленов­ские дворики, загромождая их роскошными клумбами и декоративными фонтанчиками. Двор (школа, класс, дом) не должен быть вылизанным, как пятизвездочный отель. Признайтесь, что в таком «отеле» детям просто-напросто делать нечего: инициативу-то ведь приложить не к чему. А приложишь – так испортишь что-нибудь…
В том-то и штука: для того чтобы сложилось нормальное поколение, детям нужен простор для совместных проб и ошибок, а вовсе не бордюрные камни министерских циркуляров, супермаркеты инновационных направлений и павиль­оны коммуникативных тренингов.
Вячеслав Букатов,
Мария Ганькина

TopList