Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

Без комментариев

Из письма Нины Дмитриевны Мишиной
(г. Горнозаводск Пермской обл.) от 13.11.06

Спасибо, дорогие работники издательского дома «Первое сентября», за то, что мы, классные руководители, получили свою газету. Деятельность классного руководителя считаю более значимой, чем деятельность учителя: знания, которые дает школа, – это, бесспорно, важно. Но куда более важно, по-моему, каким человеком растет ребенок…

…Зачем пишу? Готова к сотрудничеству по любой из обозначенных в информации о новой газете тем.
Два слова о себе. С 1973-го по 1975 год была учителем и воспитателем в Очерской спецшколе для трудновоспитуемых подростков, где «заболела» трудными детьми, именно оттуда унесла боль и любовь к ним. Затем 31 год была классным руководителем самых сложных классов в общеобразовательной школе.
Думаю, при желании каждый педагог может простроить свою деятельность с любым учеником и родителем, если эти отношения будут построены с позиций не воз-действия, а взаимодействия.
Для учителя быть сотрудником детей очень сложно. Это и огромная трата личного времени, и физических, и психических сил. Но зато те отношения, которые складываются при таком стиле общения, дают огромный жизненный потенциал, приносят столько положительных эмоций, чувство такой душевной теплоты, что все трудности разрешаются…

…В 1995 году после выпуска 9 класса я пришла работать в самый трудный в школе класс 2 «Г». Из 19 учащихся 16 детей имели различные проблемы: 12 человек – со здоровьем, 4 – с дезадаптацией, 2–3 человека были лидеры с ярко выраженными признаками девиантного поведения.
А в 2004 году мы с ними закончили 11 класс! Если начало дистанции вспоминается как кошмарный сон, то последующие восемь с половиной лет были годами интенсивной, плодотворной и творческой работы в теснейшем контакте с родителями. За девять лет мой класс не сбежал ни с одного урока. И за все эти годы я потеряла только одного ученика – Алешу. В седьмом он был оставлен на второй год по просьбе матери: «Пусть немного повзрослеет». Повзрослел: три года отсидел в 7 классе, а затем – в тюрьму.
В 7 классе уходил от нас и Александр, но не прижился в соседнем классе, весной пришел проситься обратно и школу закончил в родном классе. И все, кто был с нами до конца (включая десять сложнейших подростков), ушли в нормальную самостоятельную жизнь. А все потому, что я как классный руководитель в учебной и внеучебной деятельности создаю ситуации выбора. Уметь выбирать и нести ответственность за свой выбор – это очень сложно, но необходимо в самостоятельной жизни. Если выбор неверен, совместно анализируем, делаем выводы и ищем выходы.
Не кричать, не оскорблять, не унижать ни себя, ни того, с кем общаешься. Тон – ровный и доброжелательный. Необходимо видеть физическое и моральное состояние ребенка и учитывать этот фактор, особенно в урочной работе.
В совместной деятельности с учениками и родителями сразу же обговариваем, что обязательно, а что по желанию. Такой подход помогает выявить интересы учеников, их запросы. Я бы даже сказала так: созданы условия для анализа собственных действий у учеников. Например, пятнадцатиминутка в понедельник. Здесь выдаются информация по итогам прожитой недели и задачи предстоящей. Не пришел – из ситуации выпал.
В любой деятельности идти от желания ребят. Например, планирование жизни класса на четверть, проведение внеклассных открытых мероприятий.
И, конечно, личный контакт с каждым учеником в классе. Постоянная работа на взаимопонимание, взаимодоверие. Умение самой признавать свои ошибки и извиняться (и при классе тоже). Такие же требования и к ребятам.

...У меня есть внутренняя по­требность осмыслить и, может быть, как-то систематизировать тот практический опыт, который имею за тридцать с лишним лет работы с проблемными детьми в общеобразовательной школе.
Уважаемые коллеги! Если у вас есть интерес к этой теме, возьмите диск №1 фестиваля педагогических идей за 2006 год и найдите работу Мишиной Н.Д. «О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей». В ней описана моя работа в двух очень трудных классах.
Если мой опыт вам интересен, откликнитесь. Вот и все. До связи, если сочтете нужным ответить.

TopList